СТРАННЫЕ ИГРЫ

СТРАННЫЕ ИГРЫ И УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС

В 1968 году, т. е. более четверти века назад, я опубликовал в центральной прессе статью под названием «Странные игры». В ней говорилось, что количество матчей, результаты которых заранее определены за футбольными кулисами, с каждым годом увеличивается и что действенная борьба с этим видом жульничества мыслима единственно силами правоохранительных органов. Для чего, писал я, требуется ввести соответствующие пункты в Уголовный кодекс. Что, кстати, давным-давно сделано в большинстве так называемых «футбольных стран».

Однако в ЦК КПСС расценили мою статью как злобный выпад клеветника – с вытекавшими отсюда для автора последствиями. Между тем год от года число «странных игр» продолжало бурно расти, а когда пришла, наконец, свобода печати, об этом стали писать многие, но почему-то инициаторов мошеннических сделок видят в игроках и тренерах. Даже в материалах учредительной конференции Российского футбольного союза находим утверждение, что инициируют договорный бизнес футболисты и их наставники.

Да и любители футбола поныне верят, что дело обстоит именно так. Святое заблуждение! Спору нет, к надувательству публики игроки и тренеры у нас, безусловно, причастны, однако в какой роли? В основном – как участники бессовестных инсценировок, но отнюдь не как их организаторы. Ибо в 99 случаях из 100, как это было и в советское время, турнирные очки продают и покупают, а также дарят, одалживают и уступают друг другу руководители клубов и те, кто стоят над ними. А миф, будто вдохновителями манипуляций турнирными очками выступают футболисты и тренеры, создан для отвода глаз.

Вот почему, находя то и дело отражения этого мифа в средствах массовой информации, я испытываю щемящую тоску. Правда, в последнее время ощущение это как-то смягчается, а всё потому, что в печати промелькнуло сообщение: в проекте Уголовного кодекса есть статья, предусматривающая наказание «за подкуп участников и организаторов спортивных соревнований». Кому принадлежит идея включения этой статьи в проект кодекса? Неужели нашим федеральным футбольным боссам? Ничуть не бывало. Именно они, хотя и косвенно, но ожесточенно сопротивлялись возможности появления уголовных наказаний за футбольное прохиндейство.

Дабы не быть голословным, приведу пример. Один из руководителей футбола заявил со страниц «Советского спорта», что он и его коллеги вовсе не намерены прибегать в борьбе с договорными матчами к помощи правоохранительных структур, поскольку уверены, что у футбольной организации хватит на это собственных прав и сил.

Каким же путем, однако, попали в проект Уголовного кодекса пункты о наказании за подкуп участников и организаторов матчей? Оказывается, Министерство юстиции попросту позаимствовало их из зарубежных законодательств. Так что теперь можно представить себе, какая развернется под ковром борьба против включения этой статьи в Уголовный кодекс! И немудрено: ловить рыбку сподручнее в мутной воде. А в нашем профессиональном футболе, несмотря на окружающую его пустоту трибун, рыбка ловится околофутбольными функционерами упитанная и вкусная...

 

СТРАННЫЕ ИГРЫ И ЧИНОВНИКИ

Давая недавно интервью газете «Спорт-экспресс», президент Российского футбольного союза Вячеслав Колосков сказал дословно следующее: «Сколько ни хожу на футбол, ни одного сомнительного матча еще не видел». Читая это, я не верил своим глазам! Впрочем, судите сами: господин Колосков стоит во главе российской футбольной организации, включая ее советское прошлое, лет уже, если не ошибаюсь, пятнадцать, а интересовался футболом, естественно, с младых ногтей. Наконец, господин Колосков не только сам некогда поигрывал на любительском уровне, но и отпрыска своего пустил сперва по профессиональной футбольной стезе. А вот поди ж ты: сколько, оказывается, ни ходил Колосков на футбол, ни одного сомнительного матча не видел! И ведь говорится это при всём том, что в отечественной прессе за последние три десятилетия публиковались буквально сотни свидетельств непосредственных участников договорных игр и даже участников матчей, в которых отдельные игроки предавали интересы своих команд.

Я хочу спросить, а есть ли вообще в России, за исключением президента нашего футбольного союза, хоть один регулярный посетитель матчей, который бы не видел собственными глазами, особенно по осени, на финише турниров, откровенных игр в поддавки или заведомо спланированных бесцветных ничьих? Тем паче, что фальшивую игру так легко определить! За боковые линии мяч почти не вылетает, угловые подаются крайне редко, подкаты отсутствуют начисто, никто не укоряет досадливо партнеров за неточные пасы или неверный выбор места, капитаны команд не наседают бурно с претензиями на судей, вратари не орут истерически на защитников, игроки противоборствующих сторон не переругиваются злобно и не вступают в потасовки, забившие гол футболисты не вздымают восторженно руки к небу, а товарищи по команде не образуют на поле радостную кучу мала. Наконец, травмы бывают только случайные.

Аз грешный наблюдал такие игры десятками! И не раз писал о них без обиняков. О том же писали – еще десятилетия назад! – многие спортивные журналисты на страницах множества газет: и центральных, и республиканских, и периферийных. Приведу примеры. Валерий Винокуров, ведущий программы «Прессинг», и Олег Кучеренко, нынешний главный редактор еженедельника «Футбол», – оба, будучи еще людьми совсем молодыми и, соответственно, рядовыми сотрудниками (Винокуров – еженедельника «Футбол», а Кучеренко – газеты «Советский спорт»), систематически обличали тренера Валерия Лобановского, который поставил договорные игры (главным образом, ничьи на чужом поле) просто-таки на конвейер, поток, причем не в киевском еще «Динамо» (где он довел позже этот процесс до совершенства), а в достаточно скромной команде «Днепр» конца 60-х - начала 70-х годов.

Правда, все – и тогдашние, и последующие выступления против договорных игр – нисколько общей картины родного футбола не изменили, ибо у команд, манипулировавших результатами матчей, находились тотчас высокие заступники, с санкции которых, кстати сказать, большинство бесчестных сделок и совершалось. Любопытно, однако, что эти сановные лица заявляли тогда – ну, в точности то же, что мы услышали ныне от президента Российского футбольного союза Колоскова: «Сколько ни бываем, понимаете, на стадионах, сколько ни смотрим футбол по телевизору, ни одного сомнительного матча, понимаете, не видели!».

Закончу двумя отсылками к прессе. В той же газете «Спорт-экспресс», где помещено ошарашивающее заявление Колоскова, неделею ранее было опубликовано интервью с тренером сочинской команды «Жемчужина» Найденовым. Так вот, знаете, какой заголовок дала редакция этому интервью? Заголовок у него был такой: «Арсен Найденов: "Договорные матчи больше не играю"». Фраза, естественно, взята из текста беседы с тренером.

Отсылка вторая. Множество газет поместили 6 октября, т. е. накануне публикации в «Спорт-экспрессе» интервью Колоскова, сообщение о том, что 26 октября все матчи заключительного тура всероссийского первенства начнутся в 18 часов по московскому времени. Далее цитирую по «Вечерней Москве»: «Дабы не было подтасовок!».

 

СТРАННЫЕ ИГРЫ И ТРЕНЕРЫ

Кажется, Корней Чуковский сказал, что, если хочешь узнать в России хотя бы частичку правды, надо жить долго. И в самом деле, специалисты и любители футбола с солидным стажем помнят, сколь темпераментно обрушивался тренер Герман Зонин, приведший к выигрышу чемпионата СССР луганскую команду «Заря», на неких (безымянных, правда) фальсификаторов исхода игр. А вот, поди ж ты, – взял да и признался недавно, что руководимая им «Заря» намеренно снабдила ленинградский «Зенит» в эпоху застоя тем самым очком, которое спасло ленинградцев от расставания с высшей лигой. Причем сделала это бескорыстно, ничегошеньки взамен не взяв.

Вы спросите, по какой же такой причине? Оказывается, Герман Зонин, коренной ленинградец, решил показать себя (перед кем надо, конечно) пламенным патриотом Северной Пальмиры. Но главное – не склонен раскаиваться в этом своем деянии по сей день, хотя вылетела тогда по его милости из высшей лиги вместо «Зенита» другая команда, тоже состоявшая, между прочим, не из оловянных фигурок, а из живых людей.

В связи с этой историей пришел на ум еще один случай – всё из той же эпохи застоя и относящийся в известной мере все к той же луганской «Заре». Принимала она однажды в матче чемпионата страны киевское «Динамо». А перед игрой, желая подбодрить местную команду, пожаловал к ней в раздевалку знатный гость – уроженец Луганска член Политбюро ЦК КПСС Дмитрий Полянский, заехавший как раз во время отпуска к родным. И невольно стал свидетелем весьма занятного телефонного звонка из Киева. На том конце провода находился один из руководящих работников ЦК компартии Украины, который и сообщил в не допускавшей возражений директивной форме, что матч с киевским «Динамо» «Заря» обязана проиграть.

О чем спустя энное количество лет Полянский, являясь уже послом в Японии, и поведал (не без пафоса возмущения) находившемуся в Токио знаменитому волейбольному тренеру Платонову. А уж тот, в свой черед, не преминул поделиться услышанным (поделиться, понятно, в нынешние уже времена) с интервьюером из спортивной газеты.

Кто-нибудь опять-таки может спросить: как же так, отчего же это член Политбюро Полянский, будучи одной из самых важных персон в коммунистической партии и советском государстве, не велел тогда своим землякам-футболистам презреть телефонный звонок из украинской столицы и сражаться с киевским «Динамо» по-настоящему?

Истинный ответ на этот вопрос мне, разумеется неведом. Я могу лишь высказать предположение, что Полянский понимал: желание видеть в этом матче «Зарю» поверженной могло исходить только от главного и страстного болельщика и мецената киевского «Динамо» – первого секретаря ЦК компартии Украины Щербицкого, т. е. такого же, как и Полянский, члена Политбюро ЦК КПСС.

Вот почему Полянский, на мой взгляд, и промолчал тогда в раздевалке «Зари», как говорится, в тряпочку а киевляне благополучно увезли нужные им два очка.

1995–1996 гг.

Опубликовано: "Футбольная правда", № 6, 2003 г.

Администратор сайта: apiperski@mail.ru (Александр Пиперски)

 

Hosted by uCoz