|
Положа руку на сердце, на этот вопрос ответить с определенностью не могу. В том, что вождям Советского Союза здоровые дети нужны не были, факты убеждали меня раз за разом. Ибо даже по тем сведениям, которые, черпая их в Минздраве, приводила наша печать, число здоровых детей из года в год неуклонно уменьшалось. В прессе (чего нельзя отрицать) время от времени били по этому поводу тревогу. В ту пору житейские обстоятельства сблизили меня с крупным военачальником, первым заместителем главнокомандующего сухопутными войсками генералом армии Алексеем Семеновичем Жадовым. И мы подчас говорили друг с другом откровенно. Алексей Семенович как-то сказал мне, что первый год службы у подавляющего большинства наших солдат уходит практически на то, чтобы стать более или менее физически выносливыми. После чего, собственно, только и начинается их специальная воинская подготовка. Я, в свою очередь, рассказал генералу Жадову, что в нашей стране известен и опробован простой и к тому же совершенно незатратный метод, позволяющий призывникам быть абсолютно здоровыми. «Что же это за метод?» – спросил замглавкома сухопутных войск. «Домашнее задание по физкультуре, – отвечал я. – Это значит, что учитель физкультуры в школе задает ученикам урок на дом: столько-то раз отжаться в упоре руками от пола и столько-то раз присесть, а затем на своем уроке обязательно проверит - не выборочно, а у всех! – как они это задание выполнили». Я рассказал также, что сам много писал об этом и что в тех нескольких школах, городских и сельских, где благодаря умным учителям физкультуры домашние задания привились, результаты поразительные. Ребят обходят стороной пандемии и эпидемии гриппа, успеваемость у них гораздо выше, чем в других школах, естественно, и больше выпускников попадает в вузы. Наконец, там процветает и школьный спорт. Между прочим, рассказывал я, в начальных классах могут получить пятерку по физкультуре и те, кто присядет только раз десять-пятнадцать, потому что подход к детям на первых порах дифференцированный, а затем уж постепенно происходит выравнивание в выносливости и силе. Генерал Жадов, потрясенный моим рассказом, обещал мне, что, если я снабжу его надлежащими печатными материалами, он непременно доложит обо всем министру обороны маршалу Малиновскому. И я, каюсь, поверил было, что столь важное дело наконец сдвинется! Увы, выяснилось вскоре, что Министерству просвещения и Академии педагогических наук наплевать, как и прежде, на опыт умных учителей физкультуры, что нужна им только школьная показуха – рекорды, чемпионаты, спартакиады, словом, нужны только резервы для большого спорта! Тогда-то я понял, что наверху подобные темы не проговариваются, но слишком хорошо известно: управлять народом нездоровым и легче и проще, нежели людьми здоровыми и любознательными. Но и когда пришли новые времена, домашнее задание по физкультуре как было в загоне в советской школе, так и осталось. И остается поныне! По последним данным российского Минздрава, здоровыми детьми являются у нас не более пятнадцати процентов школьников. В бывшем СССР, между прочим, данные такого рода были несколько получше. Так нужны ли нашим лидерам здоровые дети? Я задаю этот вопрос, только задаю, ибо ответа на него не знаю. 1995 г. Опубликовано: "Московская правда", 08.10.1996 г. Администратор сайта: apiperski@mail.ru (Александр Пиперски) |