ПАТЕНТЫ БЕСКОВА

На протяжении двенадцати лет работы Бескова в «Спартаке» (я сознательно выделяю именно этот период его деятельности как наиболее плодотворный) команда создавала в каждом матче (дома или на выезде, оканчивался ли он ничьей, победой или поражением) увлекательнейшее оригинальное зрелище, собиравшее полные стадионы и притягивавшее к телевизорам миллионы людей. Короче, Бесков придавал главенствующее значение не результату, но красоте, зрелищности игры, а турнирные очки, строчки в таблице, даже самое чемпионство и кубки были для него лишь факторами, сопутствовавшими очаровательным узорам комбинаций. Очаровательным настолько, что хотя вот уже столько лет, как он не руководит «Спартаком», но неуклонное следование многим постулатам бесковского тренинга обеспечивает команде зрелищность и красоту действий и поныне.

Известно, что наиболее эффективной системой обороны почитается так называемый коллективный отбор мяча. Но против бесковского «Спартака» коллективный отбор бессилен. Мелкие передачи низом, с минимумом касаний и, как правило, сменой направлений, когда все игроки тем не менее знают, где они в эти мгновения должны быть и что станут делать дальше (а каждый второй или третий пас направлялся вперед, резко обостряя эпизоды), отрезали соперников от мяча, и чем быстрее шла эстафетная доставка мяча вперед, тем неуклюжей выглядели старания участников коллективного отбора. И трибуны спонтанно взрывались аплодисментами, адресованными не кому-то одному из спартаковских игроков, а команде в целом! Однако же и эстафетная доставка мяча не являлась догмой. Применялись, если требовалось, средние и дальние передачи, и пасы вразрез, и игра «в обгон», но в основном – и я это обязан подчеркнуть – атака разворачивалась с участием всех игроков без разделения на солистов и статистов. Всегда немногословный Бесков сказал как-то (лет пятнадцать назад), что принципы его подхода к игре таковы: «Большое движение, маневренность, стремление раскрепостить игроков и в то же время, как это ни парадоксально, строгая игровая дисциплина». Тут хотелось бы выделить мотив раскрепощения игроков и вспомнить: едва спартаковцы приближались к чужим воротам, начиналось самое главное – хитроумные «стеночки». И сильный слалом, и передачи мяча пяткой, и всякая иная, столь радующая глаз, вдохновенная футбольная импровизация.

Я всегда считал, что Бесковым в «Спартаке» были сделаны открытия, имевшие значение для всего мирового футбола и его будущего. Во-первых, он добивался своим тренингом (всегда с мячом и только с мячом) полной взаимозаменяемости игроков в линиях. Чем и объяснялось порою предпочтение им малоизвестных футболистов именитым. Недаром Никита Симонян писал, что футболисты, которые приходят к Бескову, ничем себя не проявив, начинают спустя короткий срок удивлять высоким классом игры. Во-вторых, все его подопечные превращались в футбольных эстетов – красота коллективной игры становилась их идеалом. В-третьих, игра велась по преимуществу в два касания, то есть в темпе очень быстром, но и без надрыва: с какою бы скоростью мяч ни передавался, игроки всегда к нему успевали. А вот о чем приходится сожалеть, так это о том, что игра бесковского «Спартака» описана и проанализирована в зарубежных футбольных изданиях куда серьезнее, чем в наших, и учтена зарубежными тренерами куда продуктивнее и глубже, чем нашими. Особенно же глубоко –Кройфом в «Барселоне».

1996 г.

Опубликовано: "Физкультура и спорт", № 11,  2000 г.

Администратор сайта: apiperski@mail.ru (Александр Пиперски)

 

Hosted by uCoz