ЗИМОЙ О ФУТБОЛЕ

Еще ранней весной, в преддверии первого, наспех сколоченного клубного чемпионата Российской Федерации, мало кто, видимо, сомневался, что победителем станет московский «Спартак». И немудрено: ведь после того, как в конце прошлого года разъехались по иностранным клубам лучшие игроки ЦСКА, последнего чемпиона СССР, никакая другая российская команда не располагала ни подобным спартаковскому первоклассным подбором футболистов, ни (что особенно важно) столь дальновидным и предприимчивым клубным руководством.

Вот почему и в следующем, втором по счету, розыгрыше первенства России вряд ли кто-либо сможет составить серьезную конкуренцию московскому «Спартаку». При условии, конечно, что во главе команды по-прежнему будет находиться связка Н.Старостин – О.Романцев. А уж в том, что ее стараниями припасены, как и в прошлые годы, в резерве «Спартака» молодые одаренные игроки, способные заменить нескольких асов, убывающих за рубеж на легионерские хлеба, в футбольных кругах убеждены, насколько мне известно, все.

Впрочем, отъезд этих мастеров за границу, по некоторым предположениям, стал в последнее время не слишком реальным. Ведь «Спартак» вышел в четвертьфинал европейского Кубка кубков и является, по мнению многих обозревателей, главным фаворитом этого турнира Спрашивается, целесообразно ли игрокам, чья команда имеет такую перспективу, как раз в это время уехать волонтерами в другие клубы?

Кроме того, в новом сезоне спартаковцам предстоит включиться в розыгрыш европейского Кубка чемпионов. А в нем, как известно, проводятся теперь два полуфинальных турнира, по четыре команды в каждом. И телевидение выплатило в 1991 году за трансляцию матчей всем восьми командам почти по 5 миллионов швейцарских франков. В новом цикле сумма вознаграждения участников полуфинальных турниров несомненно возрастет. Таким образом, у «Спартака», как справедливо отметил главный редактор «Футбола» О.Кучеренко, «появился шанс неплохо заработать и тем самым обеспечить безбедное существование своим футболистам...»

Возвратимся, однако, к внутренним делам «Спартака». Ведь если бы не его отказ сыграть в 1/16 финала Кубка России с грозненским «Тереком», перед ним открывалась возможность первым завоевать и этот приз. Матч «Терек» – «Спартак», напомню, должен был состояться 7 октября. Но еще за месяц до того, в сентябре, правление московского клуба направило в Российский футбольный союз (РФС) меморандум, в котором говорилось, что играть в Грозном «Спартак» категорически отказывается. Однако матч с «Тереком», сообщалось в меморандуме далее, спартаковцы готовы провести на нейтральном поле – и в этом случае согласны даже возместить соперникам непредвиденные расходы.

Заведомая фальшь предложенного компромисса была, разумеется, сверхочевидна. Ибо какую выгоду, спрашивается, мог извлечь для себя из борьбы со «Спартаком» на нейтральном поле «Терек», коль скоро неявка спартаковцев 7 октября на грозненский стадион приносила местной команде выход – безо всякой игры – в 1/8 финала!

Содержание спартаковского меморандума и некоторые дополнительные пояснения представителей данного клуба бурно обсуждались в течение двух недель октября на страницах московской и периферийной прессы.

Суть развернувшейся полемики отражает публикуемая ниже таблица. В левой части ее (рго) помещены доводы тех, кто спартаковскую позицию, как модно теперь говорить, инициировал (а также развивал и оправдывал), в правой (contra) – контрдоводы их оппонентов. За исключением интервью Н.Старостина, имена споривших, даты и названия газет мною в целях экономии места не приводятся, а высказывания сторон даны в кратком изложении и обобщении.

PRO

CONTRA

1. Недавно мы вернулись из Владикавказа, где играли с местным «Спартаком», поведал корреспонденту «Российской газеты» (в номере за 15 октября) Н.Старостин, и там, на всем пути нашего автобуса, от гостиницы до стадиона и обратно, в нас летели булыжники, металлические предметы, комья глины. Все окна в автобусе были разбиты, игроки спаслись только благодаря тому, что залегли в проходе между креслами.

1. Во-первых, Н.Старостин на матч во Владикавказ с командой не выезжал, отчего живописание им – на правах очевидца! – происшедшего там, по меньшей мере, некорректно. Во-вторых, ограничилось все в действительности тем, что после игры был кем-то брошен камень в лобовое стекло предоставленного гостям «Икаруса», что угрожало только шоферу. Но и для него, по счастью, все кончилось благополучно. Кстати, то же самое случилось в прошлом году в Москве, где запустили камнем в переднее стекло спартаковского автобуса «Рено».

2. Владикавказский инцидент (пояснял далее Старостин), а также то, что произошло с футболистами сочинской «Жемчужины», которые после игры с «Тереком» на его поле еле унести ноги со стадиона, и побудили «Спартак» решительно отказаться от поездки в Грозный. Ведь там могли угрожать нам, продолжал рассказчик, не только разъяренные футбольные фанаты, но и вооруженные представители политических течений; да и со стороны местных национал-патриотических сил не исключалась заинтересованность сорвать игру «Терека» во всероссийском турнире. Говорят, правда, что на проведение митингов и сборищ наложено в Грозном вето, но мы вовсе не были уверены в том, что поток ярости с площадей не вырвался бы на трибуны стадиона. А в «Спартаке» играют сегодня девять футболистов сборной (заключил Н.Старостин), наш клуб не имел права рисковать ядром национальной команды!

2. Состоявшийся 19 сентября с.г. матч между «Тереком» и «Жемчужиной» проходил безо всяких эксцессов – и на поле, и со стороны болельщиков, отчего, естественно, команда «Жемчужина» с жалобами на негостеприимство никуда не обращалась. О нормальной обстановке, которая наблюдалась до начала соревнования, во время игры и после нее, свидетельствует и рапорт инспектора матча. И вообще на стадионах Грозного, как и на его улицах, приезжие футбольные команды нападениям никогда не подвергались. В связи с чем к стадионам и футбольным командам Грозного никогда не применялись дисциплинарные санкции футбольных инстанций. К тому же, узнав от исполкома РФС об «антигрозненском» меморандуме московского «Спартака», руководители республики и Грозного официально гарантировали команде абсолютную безопасность на всех стадиях ее пребывания там.

3. «Спартак» совершенно справедливо отказался от поездки на кубковый матч в Грозный – по той еще причине, что в российских турнирах команда «Терек», в принципе, не должна была бы участвовать. Накаленная обстановка в Чечне, позиция, занимаемая тамошними властями по отношению к Российской Федерации и ее законам, попросту обязывают РФС заморозить все футбольные контакты с этой республикой.

З. Соображения, приведенные в левом столбце, высказывались на заседании контрольно-дисциплинарного комитета (КДК) во время обсуждения вопроса о срыве «Спартаком» матча с «Тереком» и отражены в спортивной прессе. Как отражено и то, что означенные суждения (они принадлежали, в основном, представителям «Спартака») были подвергнуты на заседании КДК критике. Участие клубов Чечено-Ингушетии: грозненских «Терека», «Нефтяника-Урарту» и «Эрзу» и команды «Вайнах» из г. Шали во всероссийских соревнованиях – причем участие дисциплинированное! – как раз и указывает (отмечали члены КДК) на одну из многих возможностей и форм доброго сотрудничества народов даже в периоды острых экономических, политических и межнациональных конфликтов.

4. В связи с неявкой «Спартака» на кубковый матч с «Тереком» КДК засчитал ему, согласно «Регламенту всероссийских соревнований по футболу на 1992 год», разработанному и утвержденному Профессиональной футбольной лигой (ПФЛ), поражение и оштрафовал его на 50 тысяч рублей. Но одновременно КДК счел необходимым обратиться к исполкому РФС с просьбой не применять к «Спартаку» пункт 26-й «Регламента», согласно которому провинившаяся подобным образом команда лишается права участия в следующем розыгрыше Кубка России.

4. Итак, в очередной раз предпринимается на виду у всех беспардонный обход основного закона соревнований, их регламента. Вспомним, как полтора года назад в разгар первенства страны спартаковцы отправились самовольно на коммерческие матчи в Японию, сорвав две календарные встречи в высшей лиге. Вспомним и «твердое намерение» тогдашних руководителей Федерации футбола СССР (нынче все они до единого – верхушка РФС) засчитать «Спартаку» в связи с этим два поражения. И что же? Когда «Спартак» возвратился из Страны восходящего солнца, Федерация футбола назначила, как миленькая, новые даты пропущенных матчей, а для отвода глаз оштрафовала недисциплинированный клуб на смехотворно ничтожную сумму (такую же примерно, на какую «Спартак» оштрафовали сейчас). Так что вряд ли можно сомневаться в том, что спартаковцы Москвы примут участие в новом розыгрыше Кубка России! Небезынтересна – в контексте всего сказанного выше – история, которая произошла в то же самое время, что и спартаковская, с командой «Кавказкабель» из г. Прохладного. Последняя должна была встретиться в 1/16 финала розыгрыша Кубка России в Ростове-на-Дону с местным клубом «Ростсельмаш», однако на игру почему-то не прибыла. Объяснение случившемуся представитель «Кавказкабеля» привел такое. С «Ростсельмашем»-де имелась полюбовная договоренность о том, что игра состоится в Прохладном, где послужит чем-то вроде кульминации, апофеоза в праздновании Дня города. Но ростовчане эту договоренность нарушили, коварно в самый последний момент потребовав, чтобы прохладненцы приехали в Ростов! «Кавказкабелю», естественно, КДК засчитал поражение и определил сумму денежного штрафа. Но вот о допуске – вопреки пункту 26-му регламента! – команды «Кавказкабель» к следующему розыгрышу Кубка России члены КДК не просили.

5. Демонстративным своим неприездом в Грозный московский «Спартак» сделал, в сущности, большое и полезное, принципиальной важности общественное дело, заставив тем самым серьезно призадуматься власти «взрывоопасных» футбольных городов. Хотите видеть у себя известные команды? Позаботьтесь в таком случае о нормальной обстановке для приезжих! Вот полковник В. Марущак, представитель команды ЦСКА, выступая на заседании КДК, напомнил, в каких условиях приходилось армейцам выступать в Средней Азии. Павел Садырин прямо тогда заявил, что играть там цээсковцы больше не станут.

5. Пора, наконец, назвать вещи своими именами. Ибо в действительности все заключалось лишь в том, что спартаковцам в результате победы 7 октября над «Тереком» (а проиграть ему они, выступая основным составом, как все понимают, никак не могли) пришлось бы 14 ноября выступать в 1/8 финала. А согласно тогдашним (т.е. относящимся к началу сентября) планам спартаковского руководства, команда могла 14 ноября находиться в зарубежном коммерческом турне. Новый скандал руководству «Спартака» был совсем ни к чему, а свалить все на возможные страсти в Грозном представлялось удобным и безопасным. Обо всем этом рядовые сотрудники РФС и ПФЛ говорили в сентябре-октябре не только между собой, но и со знакомыми журналистами, предупреждая, правда, чтобы в печати на них как на источник информации ни в коем случае не ссылались...

Читатель, я полагаю, помнит, что приведенные в таблице суждения сторон я почерпнул исключительно из прессы. Остается заметить, что я с особым нетерпением ждал наступления 14 ноября 1992 года, когда, согласно гипотезе оппонентов московского «Спартака», этой команде полагалось находиться на заработках за рубежом. Выяснилось, однако, что 14 ноября чемпионы России уже третий день были в отпуске.

Таким образом, подлинные причины уклонения «Спартака» от участия в первом розыгрыше Кубка России остаются пока что невыясненными. Пишу «невыясненными», поскольку резоны спартаковских руководителей, а равно и доводы тех, кто их решение не ездить в Грозный оправдывал и поддерживал, тоже оказались надуманными. Уже после того, как «Спартак» направил в РФС свой меморандум, и вплоть до окончания сезона в Грозном было сыграно тринадцать матчей. И все проходили без каких бы то ни было помех и осложнений для гостей. Кроме, разумеется, помех спортивного свойства, правилами футбольной игры разрешенных...

 "Столица", № 47, 1992 г.

Администратор сайта: apiperski@mail.ru (Александр Пиперски)

 

Hosted by uCoz