В КАРМАНЕ У ПАРНЯ ЛИССАБОНСКИЙ БИЛЕТ

Мне доставлял наслаждение даже безостановочный его поиск позиций, который в конечном счете просто обязывал партнеров отправить мяч именно ему – то ли в ноги, то ли на ход, порывистый и мощный; затем – его артистичные фальшь-маневры, когда он вдруг, словно ракета, устремлялся без мяча вперед исключительно для того, чтобы увлечь за собою, по диагонали или на фланг, защитников, увлечь их за собой туда прежде, нежели они сообразят, что этим рывкам Юран открыл уже для игры своей команды чуть ли не треть поля на противоположной стороне.

Восхищал меня его прием передач, особенно же неудобных, когда и «осадка», и проброс мяча (себе же на дриблинг!) сливались в одном-единственном прикосновении. Наконец, эти хлесткие его кинжальные удары по воротам подчас из невозможных положений, а в сущности (это начинаешь понимать, когда мяч вынули уже из сетки) расчетливые и хладнокровные до предела.

30 июля Юран сыграл на московском стадионе «Динамо» свой последний матч. Закрываю глаза и вижу, как стоит он, пока москвичи ведут осаду киевских ворот, в центре поля, переминаясь нетерпеливо с ноги на ногу, в окружении трех защитников, вижу мысленно все это и спрашиваю себя: а будут ли там, в Португалии; защитники сторожить его так же почтительно – по двое, по трое?

Боюсь, что ожидают Юрана в «Бенфике» испытания, схожие с теми, что не выдержали его киевские одноклубники: А. Заваров – в «Ювентусе» и А. Михайличенко – в «Сампдории». Правда, в одной из футбольных наших газет я прочел, что самих 3аварова и Михайличенко вины тут, можно сказать, почти нет, поскольку прочно вписать обоих в игру названных выше команд не сумели тренеры, а против Михайличенко-де усиленно интриговали еще и форварды-итальянцы! Что ж, бывают, конечно, и в работе опытнейших тренеров промашки. Да и футболисты, случается, интригуют весьма умело. Но причины провала Заварова в «Ювентусе» и неуспеха Михайличенко в «Сампдории» коренятся, я думаю, не только в этом.

Летом прошлого года, когда Михайличенко окончательно уже собрался в «Сампдорию», я писал в «Футболе», что ему следовало бы хорошенько проанализировать все то, что произошло с Заваровым, ибо не только Заваров, но и он, Михайличенко, являлся участником многих матчей, проведенных киевским «Динамо» по так называемым «выездным» и прочим «моделям», суть которых состояла в «рациональном» делении игр чемпионатов СССР на очень важные, не слишком важные и совсем не важные. Заваров, как известно, был приобретен «Ювентусом», чтобы заменить возвращавшегося во Францию Платини. А тот рассматривал каждый матч как самый важный и самый главный! Заварову же перестроиться на этот лад не удалось.

Михайличенко в данном отношении оказался на высоте. Однако вскоре выяснилось, что в «Сампдории» от него требовались (а место его тут было, как и в киевском «Динамо», «под нападающими») не только мобильность и неутомимость «челнока», но и хитроумное плетение комбинационных нитей. Я помню его игру в детских и юношеских командах, которые тренировал А. Бышовец (она была очень заметной), и мне казалось, что, наряду с хорошей техникой ведения мяча, обводки и ударов по воротам, Бышовец привил своему любимому ученику Лёсику Михайличенко – от природы атлетичному, выносливому и быстрому – еще и культуру нестандартных передач. Умение пасовать остро и лукаво Михайличенко обнаруживал, на мой взгляд, и в дубле киевского «Динамо». А вот попал в основной состав – и словно переродился!

Это снижение культуры паса в игре Михайличенко объяснялось просто. В 1984 году, когда его стали «обкатывать» понемногу в основном составе киевского «Динамо», эта команда, по определению одного из ее историков, уже играла в «футбол будущего», то есть «акцентированно исповедовала тактический принцип «все в атаку, все в оборону». Осведомленный читатель знает, что разнится тактика сия от другой, названной теоретиками футбола очень похоже – «каждый в атаку, каждый в оборону», как ночь отличается ото дня. Интересные размышления на эту тему содержатся, кстати сказать, в недавней статье Н. Глебова «Что вы умеете, тренеры?», опубликованной в пятом номере «Футбольной панорамы». Я же в данном случае хотел бы только выразить согласие с автором статьи в том отношении, что игра по принципу «все в атаку, все в оборону» не способствует творческому росту и футболистов, и команд в целом. Ну, а если этой тактики придерживаются в состязании обе стороны, зрителям приходится наблюдать (воспользуюсь словами Глебова) «нудное противоборство 16 – 18-ти футболистов то на одной, то на другой половине поля». Вот что укатало в киевском «Динамо» подававшего надежды Михайличенко-тактика!

По правде сказать, я надеялся, что спустя какое-то время свою былую футбольную культуру он в «Сампдории» возродит. Увы! Впрочем, критиковать Михайличенко перо мое отказывается. Ведь восстановить навык тонкой перепасовки, коли он у вас не врожденный (как, скажем, у И. Добровольского), а благоприобретенный, очень и очень непросто: труда здесь, пожалуй, требуется не меньше, чем для первоначальной его выработки. А коль скоро итальянские клубы еще не взяли на вооружение «выездные модели», Михайличенко в каждом матче приходилось полностью выкладываться. Где ж было взять силы, чтобы после командных тренировок напряженнейше заниматься индивидуально! Короче – Михайличенко играл в «Сампдории» энергично, самоотверженно, но не слишком изощренно тактически– «давал мяч туда, куда смотрел». Вот почему, видимо, форварды «Сампдории» играть с ним не особенно любили.

Однако статью я пишу ведь не о Михайличенко – она вызвана отъездом Юрана. Уезжает Юран... Когда его продажа за рубеж была оформлена по всем правилам трансфера, мы разговорились о ней с В. Сальковым. Он-то и сказал, что в составе «Бенфики» Юрану доведется иметь дело в чемпионате страны с тремя-четырьмя командами, располагающими очень техничными и опытными защитниками.

– Ну и что? – заметил я легкомысленно.– Есть классные защитники и у нас!

– Во-первых, в существенно меньшем числе,– парировал Сальков.– Во-вторых, играть регулярно против таких сильных мастеров, какими являются защитники лучших португальских клубов (а иные из них – просто виртуозы отбора мяча, причем в борьбе один на один), Юрану еще не приходилось.

– И вы видите в этом для него серьезную опасность? – спросил я, скорее уже для проформы, ибо информированность и компетентность Салькова сомнений не вызывали.

– Серьезную – и даже очень! – сказал Сальков.– По крайней мере, все это волнует нас (собеседник мой имел в виду тренеров сборной СССР) гораздо больше, чем так легко расставшихся с Юраном руководителей киевского «Динамо»...

А я подумал: какая трудная судьба у этого совсем еще молодого человека, сколько он уже вынес нешуточных, незаслуженных ударов! Нет, вовсе не про подлые удары по ногам, не о тяжелых травмах речь. Мало кто знает, что Юран был призван военкоматом для прохождения действительной службы в киевском «Динамо» отнюдь не для того, чтобы в этой команде играть: форварды в то время основному составу киевлян нужны не были. Юрана привезли в Киев, чтобы он, не дай Бог, не очутился в другой команде высшей лиги. И от этой полнейшей бессмысленности своего пребывания в динамовском общежитии и в дубле он вскоре настолько извелся, что искал забвенья лишь на дне стакана с вином. Его за это, конечно, наказывали, а он, в свою очередь, не смирялся,– в киевском дубле, говорят, так был загублен не один молодой игрок.

Спасла же Юрана любовь – да, да, любовь в самом высоком и старомодном смысле этого слова. Он с первого взгляда полюбил дочь одного из киевских футбольных работников – Илону Чубарову. Из-за нее и бросил пить. Они поженились – и с каждым днем жизнь приобретала для Юрана новые краски. А тут еще и повезло: началась небезызвестная распродажа ведущих динамовских игроков. В столице Украины появился с долларовой чековой книжкой в кармане О. Блохин – и О. Протасов с Г. Литовченко умчались в Грецию, в «Олимпиакос». Вакансии для молодежи возникали в прошлом сезоне одна за другой во всех линиях киевской команды. Когда семафор в основной состав «Динамо» открылся перед Юраном, ему шел уже двадцать второй год. Между тем, «по мнению специалистов, Сергей уже в семнадцать лет мог и должен был играть в высшей лиге (цитирую статью А. Крамаренко в журнале «Спортивные игры» № 6 за 1991 год)... Игра его была не менее зрелой, чем семнадцатилетних Добровольского, Колыванова, Кирьякова, Мостового, Щербакова, Саленко».

Друг-читатель! Если и тебе довелось игру Юрана по-настоящему полюбить, ты, возможно, недоумеваешь, почему это я не сказал до сих пор ни слова о том, что составляет, быть может, в его мастерстве самое главное – о завоевании позиций, с которых он чаще всего атакует ворота, путем индивидуальных прорывов и еще о том, что, обладая реактивным рывком, он предпочитает ему, тем не менее, обводку соперников за счет техники? Нет, я не забыл, как видишь, ни о том, ни о другом, а лишь хотел доставить тебе удовольствие приведением соответствующих мест из упоминавшейся выше статьи Крамаренко.

«Форварды, обладающие мощной стартовой скоростью или рывком,– пишет он,– предпочитают пробрасывать мяч мимо соперника, а его самого обходить без мяча. В этой ситуации, когда мяч уже далеко впереди, всякий фол воспринимается как явная грубость и сурово карается арбитрами. Этим в основном и объясняется спортивное долголетие таких нападающих, как Г. Еврюжихин, О. Блохин и, возможно, И. Беланов... Но эти выдающиеся форварды... чаще всего сникали, если соперник помышлял в основном об обороне собственных ворот, концентрируясь на своей половине поля. Глядя на коронный дриблинг Сергея, невозможно сразу понять, за счет чего он ему так легко удается. Первое впечатление, будто Юран гипнотизирует защитников своими черными глазищами – настолько его обводка непринужденна и необъяснима».

Раскрыть тайну этой обводки, рассказывает Крамаренко далее, ему удалось лишь в конце минувшего сезона – с помощью публикации в «Футболе», в которой говорилось, что голы, забитые под опорную ногу вратаря,– признак высочайшего класса нападающего.

«Сергей Юран блестяще владеет этим приемом,– пишет Крамаренко.– Вспомните мячи, забитые им Черчесову и Еремину. Спартаковец отнесся к голу философски, а вот армеец расстроился настолько, что через несколько минут пропустил над собой мяч после дальнего удара Деркача и был тут же заменен. Казалось бы, чего проще – бей себе мимо вратаря со стороны его опорной ноги – и слава Герда Мюллера тебе обеспечена. Но ведь, рассуждая так, мы опираемся, как правило, на видеоповтор момента в замедленном действии. Без повтора же добрая половина из нас не рискнет утверждать, каким образом был забит такой необъяснимый на первый взгляд гол, так как «найти» опорную ногу вратаря в живой суете игры, даже наблюдая матч с трибуны или по телевизору, крайне сложно. На поле же заметить это в цейтноте времени и борьбы дано далеко не всем мастерам. Юран, если помните, забил гол «Спартаку», предварительно обведя трех защитников, а ЦСКА – после того, как, жонглируя мячом головой и грудью, разворачиваясь на 80 градусов, проскочил при этом между двумя защитниками армейцев».

Оказывается, продолжает автор статьи в «Спортивных играх», «надвигаясь с мячом на защитника, Юран не смотрит на мяч. Голова его при этом не поднята вверх, как, скажем, у Марадоны, Гуллита. Наклонившись всем корпусом вперед, Сергей внимательно смотрит на ноги ближайшего соперника, ища опорную. Найдя, он устремляется мимо защитника со стороны его опорной ноги. Мяч при этом он продолжает удерживать, так как опытный противник может, качнувшись на опорной ноге, «поймать» нападающего на корпус и при помощи этого сравнительно безобидного в глазах судей фола сорвать атаку. Удерживая же мяч у себя, Юран видит, что защитник собирается сыграть именно так, и обходит его с другой стороны. У соперника остается последний шанс – сбить нападающего, но это уже будет явным нарушением правил. На описанное выше действие нападающего уходят доли секунды, и это ничем иным, как одаренностью, не назовешь».

Так что я лучших португальских защитников ждут наверняка в их предстоящей борьбе с Юраном кое-какие неожиданности!

Но и опасения Салькова, я думаю, имеют свой резон. Хотел бы ошибиться, но сдается мне, что именно юрановский чудо-конек – искусство обводки – не дает ему пока возможности в высокой степени развить то очень важное умение, которое известный киевский нападающий 50-х годов М. Ко-ман в своей книге «Атака» назвал способностью «фотографировать». Коман понимает под этим навык форварда одним-единственным взглядом в сторону ворот зафиксировать, где находятся партнеры, где – соперники, кто из своих открылся, где ворота, под каким углом к ним пребываешь ты сам, где стоит вратарь... Умение все это «сфотографировать» приходит, разумеется, не сразу, но достигается надежно путем специальных упражнений. И в сочетании с обычным периферическим зрением позволяет видеть партнера и даже сыграть с ним тогда, когда, казалось бы, все твое внимание приковано к мячу и к событиям, которые развертываются перед тобою.

Читатель уже понимает, видимо, к чему я клоню. Наш любимец Юран порой, когда выгодней передать мяч партнеру, накручивает еще один финт! А во что обходятся лишние финты форвардам, знают только их ноги да спины! Те, кому довелось видеть в игре Бышовца, помнят, что талантлив он был не меньше, чем Юран. А историкам футбола ведомо, что и над Бышовцем нависала реальная угроза пропасть в киевском дубле. В основной состав «Динамо» в 1966 году он попал, так сказать, совершенно незапланированно, хотя то, что играть в «основе» Бышовец был достоин и двумя годами раньше, понимали многие. Разговаривал на эту тему с тогдашним тренером киевского «Динамо» В. Масловым и я. «Голубчик вы мой! – отшучивался Маслов.– Ведь добиться у Бышовца, чтобы он отдал мяч партнеру, можно только с милицией!».

Однако в 1966 году, перед лондонским чемпионатом мира, киевское «Динамо» не только отправило в сборную СССР группу своих ведущих игроков, но и командировало туда Маслова в качестве наблюдателя нашей федерации в одной из подгрупп. В их-то отсутствие команда и провела серию матчей, которые обеспечили ей в чемпионате СССР гигантский отрыв от ближайшего конкурента. Так что, когда Маслов из Англии вернулся, золотые медали киевское «Динамо» уже практически выиграло. А главным героем серии победных игр явился Бышовец. В том же 1966 году он стал и центрфорвардом сборной. Но мяч партнерам Бышовец по-прежнему отдавал неохотно. Вот отчего спортивный путь этого изумительного форварда был столь недолог: в 1973 году, то есть в двадцать семь лет, Бышовец стал уже тренером.

Многоуважаемый Сергей Юран! Может быть, стоит все-таки это учесть?

 

"Советский спорт", 06.08. 1991 г.

Администратор сайта: apiperski@mail.ru (Александр Пиперски)

 

Hosted by uCoz