О СБОРНОЙ РОССИИ

Много лет назад, в хрущевскую еще эпоху, кинодраматург Валентин Ежов, его перу принадлежат сценарии фильмов «Баллада о солдате» и «Белое солнце пустыни», рассказал следующее. Министр культуры Екатерина Фурцева, закатив банкет в «Метрополе» в честь первых лауреатов Ленинской премии в области искусства, среди которых был пианист Святослав Рихтер, попросила Рихтера, когда уже изрядно выпили, саккомпанировать собравшимся популярную песенку, кажется, «Шаланды, полные кефали». Не смея отказаться, он сел к инструменту, взял пробные аккорды и в ужасе поднял руки: фортепиано банкетного зала оказалось вдрызг расстроенным. Но – просьба министра! И Рихтер все-таки сыграл. Его пальцы, перепрыгивая чудодейственным образом через клавиши, издававшие фальшивые звуки, отыскивали в разных концах клавиатуры и нужные ноты, и верные гармонии. Валентин Ежов совершенно серьезно утверждал, что именно этот аккомпанемент был высшим достижением рихтеровской техники пианизма.

А я вспоминаю этот случай всякий раз, когда читаю или слышу сетования наших тренеров и футболистов, что, выступая против слабого соперника, команда не смогла показать надлежащий класс, мол, недостаточно ровной и гладкой была площадка.

Если бы сборная Фарерских островов играла в клубном первенстве Пензенской или, допустим, Рязанской области, она, думаю, вряд ли добилась бы больших успехов. Но сборной России она забила на своем неровном, кочковатом поле два мяча, счет 2:1 так бы, возможно, и остался неизменным, ежели бы фарерцы продолжали и в оставшееся время кучковаться у своих ворот, лишь изредка отвечая контратакой силами одного-двух игроков. Но второй гол настолько их воодушевил, что они подумали, будто смогут сыграть со сборной России в открытый обоюдоострый футбол.

На меня лично этот матч, если иметь в виду сборную России, произвел, несмотря на неумеренные и уже привычные по прежним временам ура-патриотические восторги нашей спортивной прессы, удручающее впечатление. Преодолевать массированную многослойную энергичную оборону заведомо слабой команды наша сборная не умеет. Ко всему прочему, в ней нет игроков, умеющих переводить в ворота противника высоко летящие вдоль них мячи головой. Конечно, каждый отдельно взятый игрок нашей национальной команды – мастер футбольной игры. И способен в благоприятных для своего мастерства условиях сверкнуть, блеснуть, восхитить публику. Однако эти благоприятные условия, чего греха таить, создаются в футбольной игре чаще всего соперниками, вернее, их невольными просчетами, ошибками либо, как в случае с фарерцами, переоценкой своих умений. Играть же мощно – чем отличаются высококлассные, по-настоящему сыгранные команды – надо уметь тогда, когда соперники, извините за напоминание прописных истин, этих благоприятных условий как раз вам и не создают!

1995 г.

Опубликовано: "Московская правда", 17.12. 1996 г.

Администратор сайта: apiperski@mail.ru (Александр Пиперски)

 

Hosted by uCoz