МГНОВЕНИЕ, ОСТАНОВИСЬ!

Письма, которые прибыли (и продолжают прибывать) в редакцию в связи с обозрением «Белоусова и Протопопов. Такова спортивная жизнь», опубликованным 8 февраля с, г., и событиями чемпионатов страны, Европы и мира по фигурному катанию, как бы настоятельно требуют (признаемся, вопреки нашим ожиданиям!) нового обозрения. Именно обозрения, а не некоего заключения, резюме, подведения итогов: в таких вопросах, как вы сами понимаете, смешно было бы претендовать на исключительную собственную правоту.

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ В ГАРМИШ-ПАРТЕНКИРХЕНЕ

Едва ли не все, кто следил по телевизору за ходом чемпионата Европы, заметили, что перед выступлением Белоусовой и Протопопова в зале произошло какое-то замешательство. Доносились приглушенно какие-то выкрики, свист, сами спортсмены стояли уже на старте, а выступление не начиналось. Урезонить большую группу местных хулиганов, подвергших обструкции наших спортсменов перед столь важным для них и всей советской команды выступлением, удалось не скоро.

Что думали, однако, в эти минуты сами спортсмены? При всей своей выдержке и внешнем спокойствии Белоусова и Протопопов вряд ли могли оставаться безразличными к происходящему, не могли не думать: «За что? Почему? Кто?». И если бы даже им успели сообщить, что их освистывает группа местных хулиганов по наущению местной же жительницы, некоей фрау Килиус (избравшей такой способ мести за пятилетней давности поражение своей дочки, выступавшей в паре с Боймлером), то разве и это не вызвало бы у Белоусовой и Протопопова реакции, отнюдь не способствовавшей тому, что им предстояло сейчас делать, показать? Но они, оказывается, об этой мелочной подоплеке в те минуты и не знали.

А теперь попробуем поставить себя на место наших спортсменов. Или припомним (если только нам самим приходилось переживать когда-либо нечто подобное), скоро ли мы приходили после этого в себя? И сумели ли окончательно позабыть об этом и сейчас? Вот почему (и вы, надеюсь, поймете меня) я склонен поставить неудачу наших прославленных фигуристов в Гармиш-Партенкирхене в совершенно прямую связь со случившимся. Нисколько не умаляя, разумеется, при этом и не подвергая ни малейшему сомнению высочайшего мастерства победителей – искрометных Ирины Родниной и Алексея Уланова. Честь им и хвала – в особенности за выдающуюся победу в Колорадо-Спрингс! Ведь они сумели, несмотря на молодость и малый опыт (и после третьего места на чемпионате своей страны), стать первой парой 1969 года Европы и мира.

А двойная победа на чемпионатах Европы и мира всех трех советских пар и ценна вдвойне! Тем более что в парном катании на международной арене образовалось две школы: та, что связана со стилем Белоусовой и Протопопова, и другая, близкая к эксцентрике, – а мы с вами были свидетелями того, что обе эти школы высшего расцвета достигли именно у нас! Первое направление развивается и в жанре спортивного танца. В этом смысле значение второго места, занятого в Колорадо-Спрингс (после третьего на чемпионате Европы) Людмилой Пахомовой и Александром Горшковым, неоценимо. Не только потому, что до 1969 года наши фигуристы в этом жанре на международных чемпионатах призовых мест не занимали. Пахомова и Горшков выделялись высокой хореографической культурой и полным слиянием с музыкой, так что нынешние чемпионы Диана Таулер и Бернард Форд не зря видят в них своих самых сильных конкурентов, Но стоит, вероятно, сказать, что тренер серебряных призеров Елена Чайковская недавно закончила балетмейстерское отделение ГИТИСа.

Превосходным постановщиком новой вихревой фанеры в парном катании показал себя тренер Родниной и Уланова Станислав Жук. Этой манере суждено большое будущее, и трюковая ее сторона, очевидно, будет развиваться в направлении «высшего пилотажа». Супертемп, помноженный на ультратрюки,– вот будущее этого жанра.

Однако вернемся к неприятному инциденту в Гармиш-Партенкирхене. Я думаю, что несмотря на высочайшую спортивность Белоусовой и Протопопова, окончательно избыть пережитое там им удастся не слишком скоро. И вот почему. Многим читателям «Советской культуры» по собственному опыту хорошо известно, что это такое – сосредоточенность артиста перед выступлением, перед выходом на сцену, как важны, подчас решающи даже эти минуты.

Но ведь и в спорте то же. Разными спортсменами, правда, эта особая сосредоточенность, самоуглубленность достигается по-разному. Я знавал знаменитых гиревиков (да и нынче есть такие), которые перед подходом к большому весу мысленно обращались к штанге приблизительно так: «Я тебя не боюсь, нет, но ненавижу, как ядовитую змею, которая хочет меня укусить! И сейчас, выйдя на помост, я схвачу тебя – и задушу над головой!». Знал я (и знаю сейчас) других атлетов, нагнетающих, если можно так выразиться, мгновение «взрыва» иным путем, сугубо аналитически, сосредоточенно продумывая все нюансы борьбы с бездушным железом, Таков Юрий Власов. А если вы наблюдали воочию или по телевизору выступления гимнаста Бориса Шахлина, то, наверное, помните, как отрешенно, опустив голову и лишь чуть заметно шевеля пальцами рук, стоял он на старте, у края помоста минуту-другую в полном молчании зала.

О, это был отнюдь не специальный эффект, рассчитанный на публику, на судей! Всеми мышцами, всеми нервами Шахлин мысленно «проигрывал» в эти мгновения предстоявшую ему комбинацию от начала до конца. И в мыслях закончив ее, быстро направлялся к снаряду. Я, разумеется, не знаю доподлинно, каковы внутренняя нагрузка и содержание предстартовых минут Белоусовой и Протопопова, но думаю, что тут есть нечто сходное с Власовым и Шахлиным. Музыка борьбы в эти минуты уже звучит в них! И мне кажется, что я вряд ли преувеличиваю ущерб, который был нанесен им отвратительным инцидентом в Гармиш-Партенкирхене. Психологически же не сомневаюсь: его нити могли протянуться до Колорадо-Спрингс. Такие люди, как фрау Килиус, обычно слишком хорошо знают, что они задумывают и делают.

ЛЮБОВЬ К СПОРТУ И КОНТРАКТЫ

Одним из двух главных вопросов всех писем, полученных редакцией, является (так или иначе выраженный) следующий: «Неужели судьи слепы? Неужели они не видят в выступлениях Белоусовой и Протопопова той высшей красоты, изящества, пластики, наконец, того одухотворенного их слияния с музыкой Бетховена, которые отметила сама Майя Плисецкая? Отчего же судьи к этому безразличны?». И тому, что эти вопросы с горечью и обидой задаются в письмах вновь и вновь, виной скорее всего мое предыдущее обозрение, ибо я не сумел, как видно, убедительно показать, что высшая красота, пластика, одухотворенность и т. п. не являются, увы, главным критерием спортивного успеха. А судьи – они, между прочим, превосходно знают, что на стороне Белоусовой и Протопопова симпатии множества людей во всем мире.

Но все дело в том, что у судей – в гимнастике ли, в фигурном катании, или в прыжках в воду – на первом плане всегда обусловленный правилами состязаний (и по-своему совершенно материальный) результат. Как в таких случаях говорится: «голы, очки, секунды!». В фигурном катании в частности, оценка за артистичность вторична, судьи прежде всего следят за чистотой исполнения «элементов». А уж общему впечатлению, эмоциям места остается мало. И, по правде говоря, это нельзя вменять им в вину. Ведь иначе спортом не стремились бы заниматься миллионы и миллионы людей. Пластика и одухотворенность Белоусовой и Протопопова даны ведь далеко не всем! А в спорте они подвержены общим для него правилам.

Кто-нибудь, правда, может сказать: «Позвольте! Но почему кто-то поскользнулся, упал – и это никак не отразилось на его оценке, а Белоусовой и Протопопову и малейшая ошибка – не падение – лыком в строку?». Но и тут опять-таки есть свой резон. Справедливо ли это с нашей точки зрения или нет, однако предварительные условия состязаний фигуристов гласят: падение – не в счет, а ошибка при выполнении того или иного вращения, поддержки, прыжка – и столько-то десятых балла долой! Что поделаешь. Остается посоветовать только: да не глядите на оценки, не огорчайтесь, оставляйте решающим собственное впечатление, собственное суждение! И называйте победителями, чемпионами тех, кто покорил вас, кому вы сами присудили победу!

Но согласитесь, что выходящие на старт фигуристы так считать не могут. Ибо, хотим мы того или, увы, не хотим, они выступают не столько для нас, зрителей, сколько для судей. И для своих команд. Спортсмены борются за официальные звания чемпионов, а их присуждаем не мы. С другой стороны, у Белоусовой и Протопопова отношения с судьями в последние годы (и об этом, я думаю, давно надо было уже сказать прямо) особые. И прежде всего на международных соревнованиях. Дело в том, что, создав в этом виде спорта свой стиль, отличный от всего того, что было прежде, они осмелились еще бросить вызов иной традиции.

Фигурное катание, как вы знаете,– особый вид спорта. Это не бокс, в котором мог случайно поехать на Олимпиаду в Мельбурне (вместо прихворнувшей знаменитости) и вернуться оттуда прославленном чемпионом совершенно неизвестный дотоле перворазрядник Сафронов. И не прыжки на лыжах с трамплина, в которых Белоусов (чьей фамилии до Гренобля вы никогда не слыхали) неожиданно стал олимпийским чемпионом, опередив всех международных асов и звезд. В фигурном катании и к высшей, и к двум боковым ступеням пьедестала почета идут медленно, постепенно, годами. (Ведь многие будущие победители начинают тренироваться чуть ли не с пеленок). А достигнув высшей ступени – такова уж традиция, – долго на ней не задерживаются. Сезон, два. Три – это уже дерзость!

В чем тут дело? Прежде всего укажу – это традиция не нашей страны, не наших чемпионатов, не нашего спорта вообще. В ряде стран выигрыш звания чемпиона континента, мира, Олимпиады – прекрасное условие для выгодного контракта с профессиональным балетом на льду. К чему и стремятся многие любители-фигуристы. А коль скоро ты получил эту льготу, эти выгодные условия, – иди туда, не задерживай продвижение других, стоящих (подчас под присмотром папаш и мамаш) в долгой очереди!

Советские спортсмены Белоусова и Протопопов этой игры не понимают. Судьи же на международных соревнованиях представляют федерации своих стран, где стоят «на очереди» свои пары. Мы с вами, к сожалению, не раз видели, сколь поощрительно относятся такие судьи (формальные носители беспристрастности) к своим соотечественникам. По счастью, судейский ряд состоит из представителей многих стран, и это уравновешивает страсти. Но для Белоусовой и Протопопова и тут счастья мало, ибо, по мнению ряда судей, подчас в кулуарах откровенно высказываемых, они «слишком долго не хотят уходить», отчего в каких-то странах какие-то пары «перегорают», «теряют перспективу».

Таковы нежелательные наслоения, которые связаны с существованием наряду с любительским фигурным спортом аналогичного по навыкам и технике профессионального ответвления. И тут ничего не поделаешь, а фрау Килиус, таким образом, прекрасно знала, за что она мстит «задержавшейся паре». Косвенно это было уроком на будущее другим. Люди думают о предстоящих контрактах, и какое им дело до того, что Белоусова и Протопопов выступают только как спортсмены, до конца радуясь лишь полюбившейся им атмосфере соревнований и борьбы.

Но, между прочим, бросив столь смелый вызов иному пониманию международных чемпионатов, Белоусова и Протопопов предусмотрели, кажется, не все. И если они действительно намерены продолжать борьбу до Олимпиады в Саппоро (как сами о том заявили), им следовало бы, возможно, учесть один тактический момент.

Знаете ли вы, что Белоусова и Протопопов в последнее время готовятся к соревнованиям и выступают без тренера? Может быть, потому что много помогавший им превосходный специалист Москвин больше занят сейчас подготовкой своей жены Тамары и ее партнера Алексея Мишина? Не знаю. Однако так или иначе, но опытный взгляд со стороны, особенно во время тренировки, необходим спортсменам. Пусть даже тренер понимает кое в чем меньше, чем они. И этот взгляд из-за бортика тем более необходим, коль скоро выступления рассчитаны не только на высокий результат, но и на особое их эстетическое восприятие. Не исключено, наконец, и то, что, находись рядом с Белоусовой и Протопоповым во время мерзкой обструкции в Гармиш-Партенкирхене их тренер, какие-то его слова (а то и просто дружеская рука на плече) многое могли бы самортизировать.

ШЕСТОЕ ЧУВСТВО

Второй главный вопрос (а по значению, возможно, и первый), который проходит сквозь всю почту, полученную редакцией, можно было бы вкратце сформулировать так: «Как сохранить красоту выступлений Белоусовой и Протопопова, как остановить мгновение?». В самом деле, ведь речь идет 6 том близком высокому сценическому искусству роде красоты, которая воспринимается и сохраняется неким, воспользуемся словами поэта, «шестым чувством», то есть о том роде прекрасного, которое и вправду

Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать,

Мгновение бежит неудержимо...

Впрочем, в некоторых письмах мы находим ценный практический совет. «Обратитесь, пожалуйста, к одной из киностудий, можно и документальных фильмов, – пишет Л. Беднова из Ленинграда. – Неужто их не заинтересует постановка картины о творчестве Белоусовой и Протопопова? Это очень и очень важно – и не только для меня, а и для всех, кто любит прекрасное. Через два-три года они уйдут из спорта, и их изумительное искусство исчезнет. А его нужно видеть постоянно, ибо оно неповторимо, как танец Улановой. Какие бы места на чемпионатах они ни занимали, их искусство не превзойдено никем. Его должны видеть и помнить, на нем учиться. Это большая редкость, особенно в спорте. Ставятся же у нас фильмы о спорте и спортсменах, гораздо менее достойных того, ибо их чисто технические результаты быстро перекрываются другими. Тут же – редчайшая драгоценность, и надо учить людей видеть и понимать красоту ожившей в движении музыки и любить ее, Это воспитывает чувство прекрасного».

Согласны ли вы с этим предложением? Не раздумывая, отвечаю за вас: «Конечно!». Тем более, что Белоусова и Протопопов – и тут нет никакого преувеличения, – несмотря на серию одержанных над ними молодежью спортивных побед, находятся сейчас в расцвете своего артистического таланта.

И, может быть, стоит сказать, что мы уже тут – правда, в других видах спорта – кое-что очень важное безвозвратно потеряли. Нет фильма о великой гимнастке Латыниной. Мужчины моего возраста поймут меня особо (а женщины всех возрастов, надеюсь, поверят на слово), если я скажу: мы были поклонниками величайшего, изумительного, редкого по красоте мастерства футболистов Петра Дементьева, Григория Федотова, Всеволода Боброва, но где ленты, просмотрев которые можно кому-то что-то доказать теперь? И это-то в наш технический век. Я имею в виду не несколько метров кинохроники. Операторы хроники и сейчас снимают Белоусову и Протопопова, Но это случайные кадры, а мы, обобщая мнение читателей «Советской культуры», говорим о документальном фильме, в котором были бы зафиксированы все – спортивные и показательные – выступления двух волшебников музыкального узора на льду.

И я склонен полагать, что такой фильм – и не только в нашей стране – пользовался бы не меньшей популярностью, чем идущий сейчас на экранах «Спор за «Золотую Богиню».

 "Советская культура", 04.03. 1969 г.

Администратор сайта: apiperski@mail.ru (Александр Пиперски)

 

Hosted by uCoz