И МАСТЕРСТВО, И ВДОХНОВЕНЬЕ

Все, кто наблюдал в ноябре и декабре по телевидению спортивные и показательные выступления Белоусовой и Протопопова, были свидетелями их нового триумфа. Их безусловная победа на международном турнире «Московские коньки» – едва ли не главная сенсация уходящего спортивного года. Ведь многим казалось, что никогда уже им не возвратить своего былого значения на большой арене международного спорта. Многим, но не всем. Два года назад в газете «Советская культура» я писал о том, что ни сложнейшие спортивные трюки, ни высшего класса акробатика этой паре не были страшны и что в репертуаре их соперников нет ничего такого, чего бы не могли делать они.

Я писал об этом тогда, когда они проигрывали соревнование за соревнованием, и мне было совершенно понятно (а кстати, это мнение разделило множество читателей газеты «Советская культура», приславших свои отклики в редакцию), что изменились какие-то критерии судейства. В самом деле, специалисты фигурного катания, судьи и комментаторы то и дело уверяли, что настала новая эпоха – темпа, трюка и т.п., что это-де знамение века, и ничего тут не попишешь. Классические адажио отошли, мол, уже в область предания.

Нет, не отошли.

Что, между прочим, доказала реакция многотысячных аудиторий Московского и Рижского дворцов спорта: зрители долго не хотели отпускать любимых спортсменов со льда.

Специалисты после московского турнира отметили более высокий темп катания дважды олимпийских чемпионов, особый шик их трюков. А вы – заметили ли вы это? Да, конечно, все это было. Но разве в этом главное? Разве и прежде не было ясно тем, кто смотрел на проблему непредубежденно, что возможности Белоусовой и Протопопова в спорте далеко еще не исчерпаны? И разве не было ясно, что борьба с новой тенденцией в судействе – и внутри страны, и за ее пределами – для них куда тяжелее, чем освоение новых программ? Ибо когда многотысячные аудитории дворцов спорта и неисчислимые телезрители, прильнувшие к экранам, словно завороженные, следили за выступлениями чемпионов, они не замечали ни трюков, ни бешеной скорости катания, не замечали льда и игры прожекторов, потому что все это слилось воедино в фантастическое зрелище, воплотилось в то, что можно назвать одним-единственным словом – Красота. (К которой, конечно же, никакого отношения не имеют эти уродливые полуграмотные словечки, которые то и дело слышишь из уст комментаторов: «либела», «тодес», «двойной тулуб», «сальхов» и т.п.)

Свою подготовку к предстоящим официальным международным состязаниям показывали не только Белоусова и Протопопов. И надо сказать прямо, что ничего нового по сравнению с предыдущими двумя годами мы у других наших спортсменов не увидели. Продолжается повальное увлечение шлягерами-однодневками, которое сказывается и на характере движений, танца, парного и одиночного катания. Как-то в показательных выступлениях Белоусова и Протопопов тоже продемонстрировали, как можно интерпретировать популярный ритмический рисунок, но настолько он отличался своей цельностью и логикой от хаотического набора движений, показанного другими парами.

Как и два года назад, Белоусова и Протопопов и сейчас находятся несомненно в расцвете своего спортивного и артистического таланта. Вне зависимости от того, на чьей стороне в дальнейшем будут симпатии судей, специалистов, комментаторов и, конечно же, спортивной фортуны. К слову сказать, во время передачи по ТВ из Риги состязаний в парном катании по произвольной программе был почему-то начисто отключен так называемый «звук с трибун». И хотя мы с вами не слышали оваций, которыми были награждены Белоусова и Протопопов, однако мысленно были с теми, кто находился на трибунах. Мы видели, как публика не отпускала Белоусову и Протопопова, засыпала их цветами и как напряженно вместе со спортсменами ждала оценок.

Комментаторы и специалисты все время уговаривают телезрителей, что те, дескать, не понимают тонкостей фигурного катания и поэтому не могут определить, правильно или неправильно вынесена оценка. Конечно, телезрители не знают названий тех или иных пируэтов, но само телевидение позаботилось о том, чтобы массовый зритель постепенно начал понимать суть дела не хуже судей. И поэтому, когда на табло в Риге появились явно заниженные оценки выступления Белоусовой и Протопопова, в каждой квартире, наверное, можно было увидеть такое же недоумение на лицах, как и у зрителей в Рижском дворце спорта.

 "Советская культура", 21.12 1971 г.

Администратор сайта: apiperski@mail.ru (Александр Пиперски)

 

Hosted by uCoz