ПО КОГТЯМ УЗНАЮТ ЛЬВА

 В прошлом году я писал в «Советском спорте», что высокая результативность и завораживающая нередко красота игры «Спартака» обусловлены в основном свободным творческим полетом Черенкова. Вот почему трудно вообразить (писал я далее), что же со «Спартаком» произойдет, если, соблазнившись примером Дасаева, окажется в зарубежном клубе и Черенков? Нынче, когда он сыграл в Москве свой прощальный матч, рискну предсказать, что «Спартак» (под водительством Романцева) будет выглядеть без Черенкова примерно так же, как сборная Аргентины (под руководством Билардо) смотрелась бы без Марадоны.

Конечно, слышу, слышу уже неизбежный вопрос: «А разве под управлением Бескова «Спартак» в отсутствие Черенкова не выглядел бы точно так же?». Нет, не выглядел бы, поскольку «наличие» Черенкова в бесковском «Спартаке» команду очень украшало, но не более того! Ведь «Спартак» на протяжении почти двенадцати лет был командой Бескова, а отнюдь не командой Черенкова, Дасаева или Гаврилова. Выскажу, впрочем, еще одно субъективное суждение. Я убежден, что именно Бесков сделал первостатейными звездами нашего футбола всех троих (а также Родионова). А вот как он этого достиг — тренерская тайна.

Вообще профессия футбольного тренера (не имитатора, каких у нас во всех лигах предостаточно, а подлинного мастера) загадочна в целом ряде аспектов. Взять того же Бескова. Уж сколько интервью дал он на своем веку, однако же ни одного из собственных профессиональных секретов не выдал. Вспоминается в этой связи, — правда, совсем из другой «оперы», — знаменитая парная «ласточка» в исполнении Белоусовой и Протопопова, когда партнер вдруг застывал на месте, а партнерша продолжала плавно скользить по диагонали катка к противоположному бортику. Какая сила противодействия останавливала его, и какая сила, напротив, толкала вперед ее? Когда у Протопопова спрашивали, в чем состоит механизм этого трюка, он только посмеивался: «Секрет фирмы!». Повторить эту «ласточку», между прочим, ни одна из ледовых пар по сей день не может.

Тренер «Спартака» Романцев не раз заявлял, что наследует во многом методику Бескова. И все же я в этом не уверен. А вот то, что Садырин, хотя он и не афиширует преемственности своего стиля подготовки армейцев, взял у Бескова действительно очень многое, для меня несомненно. Ведь сегодняшний ЦСКА напоминает былую бесковскую команду гораздо больше, чем «Спартак» Романцева. В чем я на все сто процентов убедился, наблюдая в Лужниках 11 и 12 июля матчи наконец-то возобновившегося чемпионата страны ЦСКА — «Черноморец» и «Спартак» — «Торпедо». «Спартак», в частности, играл «по-романцевски», то есть аритмично, чередуя вспышки атак с техничным держанием мяча и сольным дриблингом.

Но возвратимся к Черенкову. Не взявший его в сборную Лобановский оправдывал свое решение тем, что об истинных возможностях Черенкова как нельзя красноречивее свидетельствует продажа его по дешевке во второразрядную французскую команду. А вот за Михайличенко, мол, итальянская «Сампдория», сказал Лобановский, отваливает киевскому «Динамо» «весьма и весьма приличную сумму». Не знаю, что думают другие, но я воспринял это высказывание Лобановского как поразительную бестактность по отношению к одному из самых лучших наших игроков. А уж что представляет собой «модель игры сборной», в которую, по утверждению Лобановского, не вписывался Черенков, то эту «модель» знает теперь весь мир. Но мысли мои сейчас о другом. В какой бы команде ни играл Черенков, он непременно станет ее украшением! И если душа его во Франции не затоскует по Москве, он наверняка и там будет любимцем публики, ибо играть плохо Черенков попросту не умеет.

Я не хочу сказать ничего предосудительного о Михайличенко. Однако не исключаю, что в «Сампдории» он может повторить судьбу Заварова в «Ювентусе». Как и Заваров, Михайличенко игрок бесспорно одаренный. Но уж слишком много матчей оба сыграли в основном составе киевской команды «Динамо» по небезызвестным «выездным» и прочим «моделям» Лобановского, издавна «рационально» делящего игры (о чем не раз уже сообщалось в прессе) на очень важные, не слишком важные и совсем не важные. А ведь по когтям узнают льва: для Черенкова (как, впрочем, и для всех спартаковцев) каждая игра — самая важная. Отсутствие такого подхода к борьбе на футбольном поле и подкосила, на мой субъективный взгляд, в «Ювентусе» Заварова. Покупали-то его (за пять миллионов долларов) на замену Платини, для которого каждый матч являлся главным.

Алексей Михайличенко, советую вам задуматься над этим.

" Футбол", № 3, 1990 г.

 

Администратор сайта: apiperski@mail.ru (Александр Пиперски)

 

Hosted by uCoz