КОНЕЦ НАЧИНАНИЯ

Два года назад в киевских гимнастических кругах ходило об этом много разговоров. «Выйдет!», «Не выйдет!», «Прожектерство!». «Молодцы!», «Ерунда!» – восклицаний было масса и. как видим, самых противоречивых.

Однако центральный и областной советы общества «Авангард» инициативу поддержали, Федерация гимнастики УССР тоже, и все они время от времени приглашали авторов этой инициативы делиться своим опытом.

Теперь уже точно известно, чем кончилось дело.

Провалом. Ничего не вышло.

А было вот что. Семь тренеров гимнастического отделения детской спортивной школы завода «Ленинская кузница», сойдясь во взглядах на положение дел в своей школе (и состояние гимнастики вообще), решили впредь работать вместе, одной спаянной бригадой. Решили при распределении функций объективно учесть сильные и слабые стороны каждого, а насчет бригадирства установить так: бригадир является лицом выборным и никакой материальной компенсации за эту свою работу не получает.

Каким же фактам взглянули тогда в лицо семь киевских тренеров? К каким таким общим выводам пришли? А вот к каким. Во-первых, они честно признали, что увлечение спортивной гимнастикой среди детворы повсеместно идет на убыль. Позднее, двумя годами спустя, с трибуны II Всесоюзной конференции спортивного Союза об этом же заявит во всеуслышание Лариса Латынина, но тогда кое-кто склонен был объяснять все это растущей сложностью гимнастических программ. Тренеры же из киевской ДСШ сошлись на том, что дело тут вовсе не в сложностях программ и уж, конечно, не в самих детях, на которых кое-кто из тренеров не прочь был пожаловаться в том духе, что нынешняя детвора, дескать, не чета прежней, боится трудностей, у телевизора дома больше сидеть любит, неженок среди нее много и т. д. и т. п.

«Нет! – сказали семь киевских тренеров. – Повинны во всем только мы, тренеры, потому что все никак не можем организоваться в новых условиях по-новому – так, чтобы вернуть тренировкам, будничным занятиям всю красоту, все обаяние, всю привлекательность гимнастического спорта».

Вернуть тренировкам утерянное... Грустно, но факт: даже на Украине –родине Гороховской. Латыниной, Астаховой. Николаевой. Чукарина, Шахлина, Титова, где просто отбоя раньше от ребят, желавших заниматься гимнастикой, не было (и где в каждом втором-третьем городском дворе вы могли увидеть перекладины и кольца). – так вот и здесь в начале каждого учебного года тренеры гимнастики нынче сами «охотятся» за учениками, обходя школы и приглашая ребят в свои группы. Ходят они нередко еще и к родителям этих ребят, тоже для уговоров…

А спустя несколько месяцев в гимнастическом отделении каждой ДСШ начинается неизбежный отсев учеников. Кого-то действительно отпугнула трудность или регулярность занятий Кое-кто из ребят переехал в другой район, а совершать длительное путешествие городским транспортом родители им не разрешают. Иных приятели или подружки сманили в другой вид спорта, в баскетбол, например. И тренер вновь идет в школы, отбирает новичков, уговаривает их, ходит к папам и мамам...

Тем временем в учебной группе пестрота образуется невероятная: тут тебе одновременно и приготовительный класс, и выпускной! Кто-то из ребят легко ушел вперед и начинает уже изрядно скучать. Этот мальчик обнаруживает замечательные задатки, но почему-то ленится и ко всему еще в последний раз все время говорил в раздевалке о футболе. С такими детьми возни предстоит особенно много. Кто-то отстает, а теперь изволь еще с новичками начинать все сначала. И ведь все это на одном уроке! А у каждого тренера, как вы знаете, есть обязательство, и к такому-то сроку, хоть вынь да положь, он должен дать столько-то разрядников таких-то и таких-то сертификатов. Потому, что дал слово – держи, взял обязательство –выполняй!

И вот, чтобы выполнить это обязательство, тренер и спешит, торопится. А коль учитель торопится, да еще и нервничает – добра от этого особенного не жди. Не завтра, так послезавтра, но то, что заучено ребятишками не впрок, на скорую руку, скажется непременно.

– Вон тот паренек, поглядите, что работает сейчас на коне... Каким способным вначале казался! Пришел в группу позднее других, а второй юношеский разряд вместе со всеми выполнил. Теперь же, хоть расшибись, вперед ни на шаг! А ведь и упорства, и прилежания у него – на троих...

Слышали вы когда-нибудь такие разговоры? Знаете ли, что «странная», «неожиданная» остановка такого мальчика в спортивной учебе – не что иное, как безрадостный плод «натаскивания»? Недаром, думая о «натаскивании», говоря о нем, тренеры всегда грустнеют. Они-то ведь хорошо понимают, что, расставаясь с очередным «бесперспективным» уже для гимнастики мальчиком или «бесперспективной» девочкой, разрушают какие-то их надежды, ослабляют»! их веру в свои возможности, свои силы. Тренеры понимают, что вопросы эти уже не спортивные только и что дело тут, начинает касаться уже чего-то гораздо более важного, между прочим, и нравственного лица самого педагога...

Словом, семь преподавателей гимнастики из детской спортивной школы киевского завода «Ленинская кузница» так работать больше не захотели. Все они (я называю их по алфавиту – мастер спорта Надежда Васильева, мастер спорта Лев Каминер. Борис Нерус, мастер спорта Валентина Откаленко. мастер спорта Зинаида Панарина. Михаил Фрейдин, мастер спорта Фаина Чудновская – три года назад решительно отказались от работы врозь и пришли к новой организации своего труда, к бригаде. Прежде всего создали в каждой учебной группе естественную спортивную обстановку, то есть перестали сводить на одних занятиях (и поочередно на одних снарядах) новичков и разрядников, старших и младших, отстающих и быстро успевающих. А если, например, в подготовительной группе кто-либо из ребят успевал гораздо быстрее своих сверстников, его без промедления переводили в учебно-тренировочную группу. Или в группу спортивного совершенствования. Подчас к другому тренеру. Главное то, чтобы ребятам на тренировках всегда было интересно!

Эта «селекционная» работа шла непрерывно при участии всей бригады, и никто из семи тренеров не говорил «мое», «твое», «мой мальчик», «твоя девочка». Говорили: «наши ребята», «наши дети», «наши гимнасты». Такой гибкий и четкий педагогический маневр доступен только бригаде. И она добилась того, о чем мечтала: в каждой группе всегда был настоящий коллектив, сцементированный одними спортивными задачами!

И как только это произошло: перед сообществом тренеров тотчас же . открылось много удивительных и приятных вещей. Например, радостная возможность возвратить в строй вчерашних «бесперспективных» ребят. Если, конечно, работать с ними не спеша, вдумчиво и заботливо. Но это-то и оказалось возможным, поскольку тренеры вскоре, к превеликой радости своей, убедились в том, что их индивидуальные обязательства о подготовке разрядников, те самые, что казались непомерно завышенными, толкающими к натаскиванию», обернулись нынче, будучи слитыми в одно общее, бригадное обязательство, чем-то не только вполне выполнимым, но и более того, нуждающимся в коррективах – в сторону повышения, усложнения задач! На конференции общества «Авангард» я слышал выступление Л. Каминера, который от имени бригады заявил, что в 1964 году они подготовят одного мастера спорта, трех кандидатов в мастера, семь перворазрядников, пятнадцать второразрядников и т. д. и т. п. Я подумал тогда, что это просто замечательное обязательство – для гимнастического отделения одной заводской ДСШ! Тем более что в него можно было верить; ведь в 1962–1963 гг. гимнастическое отделение это было лучшим в Киеве, первым в республиканской сети детских спортивных школ «Авангарда», заняло пятое место на первенстве профсоюзов страны, пропустив вперед только специализированные детские гимнастические школы...

И вот самый интересный, воодушевляющий результат: в последние два года попасть в это гимнастическое отделение стало не так-то легко! Ребят сюда отбирали уже не иначе, как по конкурсу. Земля-то ведь слухом полнится, и школьники с улиц, прилегающих к заводу «Ленинская кузница», быстро узнали, что заниматься гимнастикой в тамошней спортшколе довольно интересно, а примеры тому – перед глазами. Бригада то и дело проводила показательные выступления своих ребят в школах, на утренниках, в детском зале кинотеатра «Киев», в заводском клубе. Тренеры выезжали делиться опытом в другие города.

И когда случилось то, чего бригада так ждала, когда она обратила, наконец, на себя внимание специалистов, внимание организаторов спортивного движения, когда кое-кто стал поговаривать даже о том, что неплохо бы ей присвоить звание передовой, – бригада распалась, перестала существовать.

Надо сказать, впрочем, что держалась она до последнего, мужественно и стойко. Держалась, собственно говоря, все три года.

Ибо помогали ей в Киеве, поддерживали – только на словах. А тренеры гимнастики –не бухгалтеры, не экономисты, не администраторы. Когда они объединились в бригаду» у них были разные ставки, разная нагрузка. Начав работать вместе, сообща, они думали, что финансовые вопросы в конце концов уладятся сами собой, или, во всяком случае, будут урегулированы по справедливости теми, кто одобрял, приветствовал инициативу и, собственно, по роду своей службы ведает финансовыми вопросами. Но в киевском областном совете «Авангарда» никто этом смысле и пальцем не шевельнул. В центральном совете общества – тоже. Затем в киевском облсовпрофе кто-то выразил неудовольствие в том смысле, что сведения о подготовке разрядников в гимнастическом отделении ДСШ поступают почему-то «чохом», на бригаду. Не видно, дескать, лица каждого работника.

– Дайте сведения в отдельности на каждого тренера!

А как эти сведения дать?! Врать, подтасовывать факты?

Бригада распалась. Конец. Тренеры вновь работают в одиночку. Некоторые вообще ушли из этой ДСШ, работают в других местах. Общество «Авангард» и это нисколько не взволновало. Была инициатива, нет инициативы... Что ж, важно, что в свое время была, пошумела...

Эта история, однако, получила в городе, в гимнастических кругах, нехороший резонанс. Ее последствия испытывает на себе,: в частности, образованная недавно в столице Украины высшая школа гимнастического мастерства. Тренеры обычных ДСШ не желают передавать сюда способных ребят, хотя статут школы высшего мастерства специально предусматривает, что поступающие в нее дети остаются в тех спортивных обществах, откуда они пришли, и что первые их тренеры всегда будут числиться первыми их тренерами, то есть их имена не будут забыты, если ребята эти станут мастерами или чемпионами.

Ан нет! Веры во все это уже ни у кого из киевских тренеров не имеется. Знаем уже, мол, эти фокусы! Прикажете назвать фамилии тех, кто противится, не хочет передавать способных детей в школу высшего мастерства? Думается, однако, что дело не в этом. Ведь, работая в одиночку, тренеру гимнастики действительно трудно выполнить свое обязательство. А опыт бригады скомпрометирован, хотя работала она блестяще! Кто ж станет теперь отдавать кому-то другому «для совершенствования» своих мальчиков или девочек, если те имеют реальный шанс стать вскоре перворазрядниками, мастерами? Тем паче, что спортивные общества и ведомства сведения о подготовке разрядников и мастеров требовать будут-то от них, от тренеров, а не от высшей гимнастической школы!

В результате в высшей школе гимнастического мастерства, где работают тренеры с мировым именем, воспитатели Латыниной, Астаховой, Шахлина, где работают специалисты по хореографии по акробатике, – в школе этой, смешно сказать, полно вакантных мест!

Вот какая история произошла в городе Киеве.

 "Советский спорт", 02.02. 1965 г. 

Администратор сайта: apiperski@mail.ru (Александр Пиперски)

 

Hosted by uCoz