КИЕВСКОЕ "ДИНАМО". В ЧЕМ СЕКРЕТ ЭТОЙ КОМАНДЫ?

Я работаю корреспондентом «Советского спорта» в Киеве и должен сказать, что работа, эта не из легких. Одна из ее особенностей состоит в том, что все время находишься конфликте с известным числом местных болельщиков. Число это, кстати сказать, каждый раз с точностью электронно-счетной машины отражает редакционная почта. Иной раз сам не рад этим конфликтам, хотел бы их избежать, однако... Однако болельщики не знают, что отчеты о футбольных матчах диктуются сразу же после окончания игры по телефону в номер и у корреспондентов, которые их передают, нет времени ни на подробные записи в блокноте (будешь смотреть в блокнот– пропустишь самое интересное на поле), ни тем более на придумывание изысканных сравнений и эффектных запоминающихся заголовков. Отчет есть отчет: его диктуешь стенографистке спешно, излагая события но порядку да еще время от времени сверяясь, сколько строчек уже передано, чтобы не превысить установленного размера.

Но даже если вы выдержали заданный размер (или настолько опытны, что передаете чуть меньше, чем требуется), все равно отчет ваш в ночной редакции будет поджат, урезан – и порой довольно чувствительно. В ночных редакциях ведь вечно что-то «не влазит», где-то образуются какие-то «хвосты» и так далее, и тонму подобное...

Передавая в качестве заголовка к своему отчету даже такой испытанный стандарт, как «Боевая ничья», вы не можете быть уверенным, что он пройдет наверняка. Ибо не исключено, что ваши коллега из других городов назовут свои отчеты точно так же. Ничьих-то теперь на футболе хоть отбавляй! А уж какие они там – боевые, мирные или (как в последнее время стали писать) «деляческие», – это в конце концов нюансы.

С сокращениями отчетов, изменениями заголовков и связано большинство моих «конфликтов» с киевскими болельщиками. Началось все несколько лет назад, когда в одном из моих отчетов было сказано, что Лев Яшин в матче с киевским «Динамо» пропустил гол из-за плохого освещения на стадионе. На следующий день я ощутил на себе множество косых, неприязненных взглядов. В корпункте беспрерывно звонил телефон. Даже приятели-журналисты, которые, казалось, должны быть уже наслышаны о том, какие в нашем деле бывают подчас коловращения, и те недоумевали,

А дело, между прочим, обстояло так.

Яшин пропустил мяч, пробитый Бибой со штрафного удара – по крайней мере метров с тридцати. И коль скоро первый вратарь мира Яшин пропускает гол со штрафного удара, пробитого к тому же с тридцати метров, событие это в футбольной жизни чрезвычайное, и спортивный журналист, как вы понимаете, должен описать его во всех подробностях. Что я и постарался сделать, рассказав в отчете о том, где и как московскими динамовцами была выстроена «стенка» и как киевлянин Серебряников обнаружил желание прокрасться в тыл ее, а Яшин, заметивший это, выдвинулся из ворот вперед, в связи с чем Биба, среагировав в свою очередь на перемещение Яшина, на ходу уже переменил свой замысел и вместо того, чтобы мягко перебросить мяч через «стенку» Серебряникову, с силой послал его верхом, чернотой неба (тут-то я, между прочим, и указал, что освещение на киевском стадионе не очень хорошее), в дальнюю девятку. Гол! Но поскольку отчет мой в редакции, как всегда, сокращался, оставлено в нем было только одно это – насчет электрического освещения.

С тех пор и укрепилась за мной в Киеве репутация- яростного болельщика московских команд и «лютого» ненавистника киевского «Динамо». Тогда как у меня, по чести говоря, любимых клубных команд вообще нет. Нет их, да и все! Одни люди изучают жизнь и разновидности бабочек, другие интересуются происхождением ржавчины и методами борьбы с ней, я же в меру своих сил стараюсь изучать спорт. Спорт –и в числе многих его видов футбол. Но кто же из болельщиков, спрашивается, поверит в такую стерильность?! В особенности болельщиков киевских, если один из моих отчетов, в котором речь шла о том, что киевляне победили своих соперников с крупным счетом, в ночной редакции был озаглавлен так: «Гол-красавец и шесть замарашек»!

Некоторое разнообразие, правда, вносит то, что редакция моя время от времени получает письма из других городов, в которых меня называют болельщикам киевского «Динамо».

Команда же эта, киевское «Динамо», действительно замечательная. Посудите сами. Если в прошлом году киевские динамовцы вели борьбу за первое место с московскими автозаводцами, то в этом сезоне они были единоличными лидерами, а победителями стали практически за два месяца до окончания турнира, буквально разгромив на своем поле команду ЦСКА, которую в день этого матча (и по истечении первого тайма еще!) прочило киевлянам в конкуренты не столь уж малое число любителей и даже специалистов футбола. Но когда девяносто минут этой игры истекли... Впрочем, на перипетиях ее не мешает остановиться подробней, ибо они многое могут рассказать о том, что же представляет собой новый чемпион.

У тренеров и футболистов ЦСКА, как явствовало из дебютной стадии матча, план игры с киевлянами носил первоначально сугубо оборонительный характер. Зачем, спрашивается, испытывать судьбу, если динамовцы в последние годы на своем поле редко кому проигрывали? Но это не означало, разумеется, что армейцы заранее отказывались от каких бы то ни было активных действий. Нет, при каждом удобном случае они намеревались атаковать. Но в принципе действовать решили так, как позднее противостояла московскому «Торпедо» в Лужниках итальянская команда «Интернационале».

И в самом деле, в течение всего первого тайма команда ЦСКА действовала, как точный, хорошо выверенный механизм. В первые сорок пять минут у киевлян не было ни одного настоящего момента для взятия ворот. Они, правда, часто били по ним издалека, но заветные позиции в штрафной площадке, с которых, как свидетельствует статистика футбола, забивается девяносто процентов голов, оставались для них недостижимыми. Тогда как армейцы во время одной из эпизодических контратак имели реальную возможность забить гол.

Болельщики на трибунах приуныли.

Надо сказать, что усилиями юмористов и работников эстрады обобщенный тип, художественный образ футбольного болельщика чересчур уж у нас приукрашен. Его верность своей команде весьма сомнительна. Ибо никто иной не освистывает ее так дружно и воодушевленно, как ее же болельщики! Никто другой так легко не отрекается от нее в дни ее несчастий и с таким очаровательным простодушием не прислоняется к ее плечу вновь, когда, миновав полосу кризиса, она опять показывает сильную игру.

Вот и в середине этого матча болельщики уже созревали для очередной измены.

Но в самом же начале второго тайма динамовцы забивают гол!

1:0. Ликование на трибунах, болельщики вновь душой и телом со своей любимой командой, но вот вопрос: почему все-таки был забит, как помните, столь простой гол в ворота такой многоопытной команды? Следствие ли он простой небрежности (вратарь надеялся на защитников, а они – на вратаря), либо же результат того нервного перенапряжения (киевляне все-таки весь первый тайм атаковали), которого не смог снять перерыв и которое подчас для иных игроков оборачивается чем-то вроде мгновенного оцепенения? Или все обстояло совершенно иначе? Может быть, как раз наоборот – уверившись по опыту первого тайма в неодолимости своей обороны, футболисты ЦСКА решили переломить игру собственными атаками? И, может быть, именно эта мысль продолжала руководить ими, когда на первый пропущенный гол они ответили не ревизией совершенной ошибки и не укреплением обороны, а серией откровенных атак, во время которых покидали свою половину поля большинством игроков? Не ведаю, не знаю. Однако так или иначе киевляне получили во втором тайме то, о чем они мечтают, наверное, перед каждым матчем: армейцы повели игру открытую, «встречную», ту, которая издавна является стихией самих киевлян. И теперь они – индивидуально более сильные, техничные и быстрые – сравнительно легко освобождаются от своих опекунов, свободней комбинируют, и в обороне армейцев в непродолжительном времени образуются бреши. Напор киевлян между тем растет – скорее всего, прямо пропорционально все усиливающейся растерянности гостей, которые не в силах наладить уже и прежней обороны. И в ворота армейцев влетают один за другим еще три «сухих» мяча. 4:0 – разгром, но если бы только это! Поражение на киевском стадионе обойдется команде ЦСКА еще дороже: после него она практически так и не придет в себя до конца сезона, чем и не преминут, естественно, воспользоваться ее соперники.

А киевское «Динамо» с того дня никто не может уже догнать в чемпионате! Само же оно (впервые в своей истории) под руководством Виктора Маслова сосредоточивает усилия на том, чтобы завоевать еще и Кубок СССР! И достигает заветной цели. В полуфинальном матче с минским «Динамо» на нейтральном тбилисском поле киевляне; оставшись вдесятером, забивают победный гол. Это была жесткая, грубая, некрасивая игра. На поле то и дело вспыхивали специфические инциденты, но нынешнее киевское «Динамо» не страшит и такой оборот событий. В команде этой есть как бы два состава: один – кубковый, боевой, не чуждающийся, коли противник того желает, откровенной силовой борьбы, и другой – ведущий игру в мягком, «южном» стиле, сугубо технично, комбинационно, с нарочитыми замедлениями темпа и неожиданными эффектными рывками, – словом, ту игру, которую так любит наш зритель и которую, увы, в последние годы он видит все реже и реже.

Трансформация же одного состава киевского «Динамо» в другой происходит довольно просто. Достаточно одной-двух перестановок до начала матча (и даже одной замены в ходе игры) – и от «южного» стиля ничего не остается, и «Динамо» ведет уже борьбу лукаво не мудрствуя: проход по краю, навес, прыжок, удар, сильные удары издалека, набегание на отскоки мяча от вратаря. И как высшее тактическое достижение – перевод мяча с фланга на фланг длинными передачами.

Но что же это за перестановки, что за замены?

Весь минувший сезон киевляне играли тремя полузащитниками, а иногда и четырьмя. Последнее считается новшеством, и некоторые команды начали киевлянам подражать. Однако, кажется, без всякого успеха. Дело в том, что три ли, четыре ли играют в «Динамо» полузащитника, все они – полузащитники, а не футболисты, номинально выступающие на этом месте. Полузащитники! Иными словами – и полунападающие.

Представим вам их поименно. Капитан команды Андрей Биба – опытный игрок комбинационного склада, с хорошо поставленными ударами с обеих, ног; азартный, острый, техничный, неутомимый Иожеф Сабо – обладатель сильнейшего дальнего удара; сверхработоспособный, двужильный, смелый Федор Медвидь; наконец, один из самых юных игроков команды – двадцатилетний Владимир Мунтян,– футболист поразительного, «суаресовского» дарования, которого украинская спортивная пресса называет уже «мозговым центром» «Динамо»...

Но это еще не все. Умеет играть в полузащите известный футболист Виктор Серебряников (он в этой роли выступал и в сборной команде СССР), есть прирожденные молодые хавбеки и в дублирующем составе. И вот в зависимости от того, какой вариант полузащиты выходит на поле, меняется и характер игры «Динамо». Играют вместе Мунтян, Биба и Сабо – одна игра; Сабо, Медвидь и Биба – другая…

Воронин в Милане выключил из игры Суареса, и тогда в полузащите «Интера» заработал, как мотор, вездесущий Корсо. Это игрок менее тонкий, чем Суарес, но тоже мыслящий на поле конструктивно. В Москве к Суаресу Воронин не был уже прикреплен, против него играл Марушко, и обе очевиднейшие возможности «Интера» взять ворота «Торпедо» связаны с изумительными дальними передачами Суареса.

Суарес и Корсо. «Интер» прежде всего силен двумя своими диспетчерами. Двумя! В этом смысле в Италии другой такой команды нет. Да и не только в Италии. Киевское «Динамо» – единственная наша команда, располагающая двумя конструкторами, двумя диспетчерами. Блокирован Биба (а это нелегко сделать) – играет Мунтян; под строгим контролем Мунтян (попробуйте вначале этого добиться!) – свободен Биба, и вновь киевляне получают активные исходные позиции.

Кто-нибудь может спросить: откуда же в Киеве обилие таких игроков? Причем не только полузащитников – защитников, форвардов, вратарей? И отчего такого широкого выбора нет у других наших ведущих команд?

Отвечу на это прямо. Потому что киевское «Динамо» – это сборная команда Украины. Правда, когда говоришь об этом в Киеве, иной собеседник замашет на тебя руками: «Что вы, что вы, разве у «Шахтера», у «Черноморца» другие права?» И все-таки я не ошибся. Ибо, если динамовским тренерам приглянулись Хмельницкий из «Шахтера» или Паркуян из «Черноморца», так тотчас они оба – и Хмельницкий, и Паркуян – оказались в Киеве! Иными словами, прямыми источниками пополнения киевского «Динамо» являются не только десятки украинских команд класса «Б» и второй группы класса «А», но и (при необходимости) команды формально такого же положения, как киевская. Украинские спортивные руководители рассуждают так: «В высшей лиге наша республика представлена несколькими командами. Если не распылять сил, одна из них может быть чемпионом СССР. Остальные же... Но разве это не лучше, чем обретаться всем вместе где-то посредине?»

Что ж, попробуйте с этим поспорить! Тем более что не только спортивные руководители, но и вся Украина, кажется, считает уже киевское «Динамо» своей «главной» командой.

Но чтобы стать чемпионом СССР, футбольной команде по нынешним временам мало быть в своей республике «главной» и технически очень сильной. Обозреватели все чаще и чаще указывают на то, что состав высшей лиги чересчур пестр и разнороден, но шансы слабых, нетехничных команд уравнивает «антифутбол», то есть грубая силовая борьба, выходящая за рамки правил. Обозреватели часто пишут о массовом судейском либерализме. Таким образом, если учесть, что чемпионат длится много месяцев, а силовая борьба «стоит ног», неминуемо приходишь к выводу, что новый чемпион успешно противостоял всему этому прежде всего своим большим резервом высокотехничных игроков, умеющих к тому же преодолевать штормы «антифутбола». Пять киевских игроков ушли весной в сборную СССР, ни одна другая команда не отдала сборной столько своих футболистов, а киевляне, введя в состав молодежь, заиграли еще сильнее! Стали буквально грозой всех команд, причем не только на своем поле. Эта проблема – свое поле, чужое – для них, казалось, перестала существовать. И этим они напомнили московские команды «Динамо» и ЦДКА первых послевоенных лет, когда те вели между собой спор за чемпионство – и никто больше не мог в этот спор вмешаться.

Но вспомните: в московском «Динамо» и ЦДКА было сосредоточено в те годы большинство лучших игроков РСФСР. А найдутся ли сейчас в Российской Федерации одна или две команды, которые могли бы стать средоточием лучших сил, которые могли бы реально противостоять киевскому «Динамо», с его неограниченными практически (и в будущем) резервами?

В хоккее никто не может сегодня бросить такой вызов команде ЦСКА. Аналогичное положение создалось теперь и в футболе. Взгляните на таблицу: чемпиона страны отделяют от второго призера 9 (!) очков. Ничего подобного футбольные чемпионаты СССР никогда еще не знали.

 "Литературная Россия", 09.12. 1966 г.

Администратор сайта: apiperski@mail.ru (Александр Пиперски)

 

Hosted by uCoz