ГРОССМЕЙСТЕРСКИЕ НИЧЬИ

Борьба с нечестностью в спорте – это, конечно, один из участков все той же напряженной известной битвы добра со злом. И в этом смысле, признаюсь, мне, к сожалению, слишком часто казалось, что так уместен шуточный тост моего друга поэта Наума Коржавина: «Так выпьем же за успех нашего безнадежного дела!». Между прочим, все ли знают, что мошенничество в спорте было отражено еще в античных мифах. Один персонажей – Пелопс (ему приписывается, кстати, учреждение Олимпиад) – накануне первой же олимпийской гонки на колесницах заменил с помощью подкупленного им конюха металлическую ось в колеснице соперника на восковую. Результат понятен. Но даже когда обман раскрылся, Пелопс остался олимпийским победителем и героем. Больше того – вся южная Греция стала называться в его честь Пелопоннесом.

Этот древнегреческий миф живо напоминает мне, между прочим, историю с тренером киевского «Динамо» 70-х – 80-х годов Лобановским. Я, например, ничуть не удивлюсь, если его именем назовут в столице Украины одну из площадей, а посреди нее соорудят Лобановскому памятник. Ведь киевское «Динамо» выигрывало при этом тренере чемпионаты СССР семь раз, причем все знали (а ныне существуют тому и десятки свидетельств в печати), что остальные украинские команды высшей лиги – «Шахтер», «Днепр», «Черноморец», «Металлист», «Заря» – отдавали динамовцам Киева потребные им для чемпионства очки, не говоря уж о том, что находившиеся под началом Лобановского футболисты проводили в первенствах страны бессчетное количество договорных матчей с командами других республик. Повторяю, знали об этом и в те времена, что ничуть не мешало, однако, славе Лобановского-тренера расти и шириться. Да и поныне некоторые его коллеги и спортивные журналисты называют Лобановского великим тренером!

Или возьмем те издавна распространенные в шахматных соревнованиях      проделки, которые высокопарно именуются «гроссмейстерскими ничьими». Между тем тот же Лобановский, будучи обвинен на одном из футбольных совещаний высоким руководством в нечестных договорных ничьих, тут же сослался в свое оправдание на соответствующую широкую практику шахматистов. И руководитель молча проглотил эту пилюлю.

 Лет пятнадцать назад, в частной переписке с шахматным публицистом Виктором Васильевым, я посоветовал ему побороться за то, чтобы «гроссмейстерские ничьи» заключались открыто до начала очередного тура, то есть без игры, дабы не ломать на шахматной сцене фальшивой комедии. И Виктор Васильев писал об этом много раз. Увы, он  ничего не добился, а недавно поведал в одном из журналов, что идея искоренения подобным образом «гроссмейстерских ничьих» принадлежала мне. Что ж, я от нее не отказываюсь. Больше того, надеюсь и верю, что когда-нибудь эта идея все-таки победит.

1995 г.

Опубликовано: "Футбольная правда", № 15, 2004 г.

Администратор сайта: apiperski@mail.ru (Александр Пиперски)

 

Hosted by uCoz