БУДУЩИЙ ТРЕНЕР. КТО ОН?

Десять лет я наблюдал жизнь студентов Киевского института физкультуры. И вот недавно приехав в Киев уже в командировку, вновь заглянул в залы, в бассейн. Время летит быстро, и, кажется, еще вчера эти осанистые молодые люди, сдающие государственные экзамены, были робкими первокурсниками. И вот, поди же, завтра они станут педагогами, тренерами!

Однако заметки эти предприняты не ради элегических воспоминаний, и прежде всего мне хотелось бы сказать, что десятилетнее мое знакомство с инфизкультом дает пищу, увы, и для других, менее отрадных наблюдений. Много лучшего, например, оставляет желать культурная подготовка будущих педагогов и тренеров. Из года в год замечал я, что всестороннее развитие (а сюда прибавлю и серьезное понимание сути самого спорта и его проблем) выделяет в основном выпускников инфизкульта из числа тех, кто в годы учения отнюдь не блистал спортивными успехами. Замечал я и то, что, приступив к работе, именно они гораздо скорее становились квалифицированными педагогами, тренерами.

– Помнишь Виктора П.? Какого? Да того, что первый разряд на четвертом курсе лишь выполнил. Заслуженного тренера недавно получил...

Не раз бывал я невольным свидетелем таких разговоров, чувствовал скрытую в них горечь, потому что вели их чаще всего лица, чьи фото в свое время не сходили с газетных и журнальных страниц. Но я-то знал, что учение в институте физкультуры давалось им много труднее, чем их сокурсникам, которые не выделялись спортивными успехами. Да, им приходилось во сто крат труднее, хоть иные преподаватели делали им подчас поблажки, выводя четверку там, где по совести должна была стоять тройка. Ибо уж кто-кто, а преподаватель института физкультуры понимает все! Понимает, что у этого мнущегося и то и дело краснеющего парня, который установил на прошлой неделе рекорд, способностей к учению, в сущности, не меньше, чем, скажем, у того студента, которого он полчаса назад хвалил за доклад, сделанный в научном студенческом обществе. Но все ли знают, все ли понимают, что это такое – побить рекорд? Выполнить норму мастера международного класса? Участвовать в матчах чемпионата страны?

Однако преподавателям институтов физкультуры ведомо и нечто другое. Как ни трудоемка и сложна тренировка в большом спорте, но для будущих инженеров, юристов, биологов и других студентов занятия спортом – пусть нелегкое, а все-таки «хобби». Тогда как для инфизкультовцев здесь никакого «переключения» нет. Тренировочные занятия, соревнования, учение в институте физкультуры... Согласитесь, что, в сущности, это одно и то же!

Новый выпуск покидает в эти дни Киевский институт физкультуры, и я не могу не сочувствовать выпускникам, не могу не разделять их сегодняшней озабоченности. Институт позади, сколько времени еще пройдет, прежде чем их педагогическое мастерство придет в соответствие с квалификацией, обозначенной в дипломах. Впрочем, кто же на выпуске – будущий ли агроном, экономист или геолог – не озабочен такими мыслями? Однако понятная и естественная тревога эта осложнена у выпускников физкультурного вуза иными еще размышлениями – о том, например, не слишком ли много времени было растрачено ими в минувшие четыре года понапрасну, зря? Нет, не по собственной вине, не по легкомыслию – на кино да на танцы! Сказать по правде, мне трудно даже вообразить студентов более занятых, чем инфизкультовские! Кто-нибудь подумает: так ведь не над теорией же относительности, не над квантами голову ломают, а работают в основном мускулами, руками, ногами! Верно, не стану спорить. Но с пользой ли для будущей профессии все сто процентов времени ими тратятся? К сожалению, в этом и наполовину уверенности нет. Посудите сами. Спортивные факультеты инфизкультов готовят тренеров по различным видам спорта. Специализируется, допустим, студент по волейболу. Что должен знать он об этом виде спорта? Вы скажете: все! Бесспорно. И ведь не просто знать, но и уметь многое показать самому. Конечно, от тренера по волейболу не требуется чтобы прыжок и удар у него были, скажем, как у Бугаенкова, игра в защите и распасовку, как у Мондзолевского, блок, как у Кравченко. Отнюдь нет. Но показать все приемы грамотно, технично он, разумеется, обязан. Должен он, конечно, знать досконально процесс индивидуальной и командной тренировки, уметь руководить борьбой на соревнованиях, а тут не обойтись без знания методики, основ физиологии, анатомии врачебного контроля, даже биохимии и многого, многого другого.

Много ли времени требует вся эта наука? Еще бы! Но это не все. Каждый студент-инфизкультовец, вне зависимости от избранного им вида спорта (в котором он обязан, как минимум, быть перворазрядником), непременно должен выполнить разрядные нормативы еще в двух-трех видах спорта – главным образом, в гимнастике, легкой атлетике и плавании.

А вот количество часов, отводимых на освоение главной специальности и нескольких прямо сопутствующих ей дисциплин, идет из года в год на убыль. Если несколько лет назад те же будущие тренеры по волейболу затрачивали на изучение своей специальности в течение четырех лет свыше пятисот учебных часов, то сегодня едва ли триста. Куда же девалась – шутка ли сказать! – чуть не половина этого времени? Может быть, оно ушло на какие-то новейшие теоретические курсы, на что-нибудь связанное с кибернетикой? Нет. Его поглотили, оказывается, все те же занятия по гимнастике, легкой атлетике, плаванию... И не мудрено: ведь показать сегодня сносный результат в гимнастике, легкой атлетике и плавании (уровень достижений растет не по дням, а по часам!) без длительной и интенсивной тренировки никак невозможно. А не покажешь их – лишишься стипендии либо будешь отчислен.

Не спорю, квантовая физика, конечно, труднее, но чтобы отдавать учению столько физических сил – сегодня, завтра, послезавтра и так четыре года подряд,– инфизкультовцу, помимо всего прочего, необходимо гораздо плотней или, выражаясь по-научному, гораздо калорийнее питаться. А стипендия (у тех, кто ее получает) такая же, как и у физиков.

Вот почему не судья я этим ребятам, настойчивым, трудолюбивым, в том, что в годы учения невелик их культурный кругозор и что они обычно умолкают, когда в какой-нибудь компании исчерпываются темы футбола или соперничества Власова с Жаботинским и речь заходит о новинках поэзии, о театре, философии и музыке. Я знаю: пройдет после выпуска пять, шесть, семь лет, и большинство из них многое догонят.

Но нельзя ли, чтобы это происходило раньше? Чтобы активное интеллектуальное развитие инфизкультовцев начиналось не после окончания вуза, а с первых же дней пребывания в нем. Чтобы в пору выпуска они были уже людьми гармонично развитыми и физически, и духовно.

Учебный план институтов физкультуры рассчитан на четыре года. Еще точнее (за вычетом каникул) – на сорок месяцев. Но в Киевском институте на выполнение его фактически уходит всего двадцать месяцев. Не подумайте, однако, что спустя два года студент получает диплом об окончании вуза. Нет, студенческая жизнь длится здесь те же четыре года, потому что пропущенные студентом в общей сложности двадцать месяцев лекций, семинаров, практических занятий он восполняет за счет собственного сна и отдыха, ибо все полагающиеся по учебному плану экзамены и зачеты сдать все равно необходимо. На что же уходят эти двадцать месяцев?

На подготовку к различным спортивным выступлениям и на сами эти выступления.

Ничего подобного, конечно, в других высших учебных заведениях и вообразить невозможно. Причем то, о чем мы рассказывали, характерно не только для Киевского института.

Не столь уж удивительно, что в текучке нелегкой инфизкультовской жизни все меньше и меньше внимания привлекает к себе еще одна очень важная сторона подготовки будущих тренеров – воспитание будущих воспитателей. И разговор об этом позвольте начать со случая, который произошел недавно на соревнованиях. Мастер спорта К., игрок баскетбольной команды класса «А», получил во время игры сильный толчок, сваливший его наземь. Не исключено, что это была бесчестная выходка. Но столь же возможно, что толчок был неумышленным, случайным.

Как же поступил К.?.. Вскочив на ноги, он бросился к обидчику и, не будь задержан товарищами, наверное, ударил бы его. Мало ли мы видели с вами подобных сцен? Мало ли знаем случаев когда игрок тут же отвечал ударом на удар, либо намеренно шел затем, движимый чувством мести, на «сближение» с обидчиком?

Остается сообщить, что мастер спорта К.– дипломированный специалист. Более того, преподаватель института физкультуры. И, конечно же, по части несдержанности отнюдь не исключение. Но разве сама идея высшего спортивного образования не заключена прежде всего в высокой школе нравственности, в честности, в безукоризненно-рыцарском соблюдении правил борьбы?

Однако же вряд ля мы были бы правы, предположив, что воспитание честности, рыцарства в спорте должно свершаться само собой, так сказать, самотеком, попутно с общим нравственным образованием подрастающих поколений – в школе, в семье, в трудовом коллективе.

Нет уж, что-что, а науку эту нельзя пройти заочно, факультативно! Тем более, что есть в ней и некое число не столь уж простых моментов. Что такое грубость? Один поэт, помнится, писал, что грубость – это отсутствие тонкости, мастерства. Скажем, вы целили по мячу, а попали по ноге. Но если вы целили по ноге, то это уж не грубость, а подлость. Что такое тактический «фол», не связанный с травмированием соперника и сознательно включаемый, к слову сказать, в арсенал иных команд? Безусловно, явление антиспортивного порядка.

Все это, разумеется, для тех же моих знакомых выпускников инфизкульта не откровение, но почему же не стало правилом для каждого из них? Сказать по правде, мне трудно винить даже преподавателя этого института К., который обнаружил серьезные пробелы в своем спортивном образовании.

Ведь если мы действительно хотим, чтобы каждый выпускник инфизкульта был не только учителем школы движений, но и школы духа, то есть полноценным воспитателем юношества и молодежи, без подлинно интеллектуального образования, о котором шла речь выше, не обойтись.

«Врачу, исцелися сам!» – сейчас многие адресуют этот упрек институтам физкультуры, в особенности, когда обсуждаются спортивные неудачи. И нельзя сказать, чтобы в нем не было правды. Да, учебный план бесконечно устарел, да, требования к спортивным результатам студентов год от года растут. Но неужто за последние годы научные и учебные части институтов, ученые советы не могли предпринять решительных попыток учебный план изменить? В принципе, ведь такие права у наших вузов есть. Перестраивается сейчас, вводя специализацию (факультеты по видам спорта) при широких теоретических курсах, Центральный институт физкультуры. Но ведь одному институту проблемы не решить!

Я говорил уже о невероятной загрузке инфизкультовского студенчества. Но надо сказать, что и преподаватели спортивных кафедр загружены еще больше. Ведь где студенты, там и они! А к встречам со студентами надо специально готовиться. Вот уж действительно ни сна, ни отдыха. Читал я недавно статью о серьезном отставании институтов физкультуры в области подготовки научных кадров кандидатов наук, докторов, однако не нашел в ней почему-то ни слова о том, что подавляющее большинство преподавателей спортивных кафедр перерабатывает ежегодно сотни часов. Не требуя, кстати сказать, оплаты за это. Недавно я присутствовал на партийном собрании в Киевском институте, там ставился вопрос о том, чтобы эти часы как-то учитывались...

И еще один вопрос. В силу давно сложившейся традиции местные спортивные организации рассматривают институты физкультуры не столько как питомники будущих спортивных педагогов (неизвестно, куда еще после выпуска направят?), сколько сегодняшних легкоатлетов, штангистов, гимнастов, способных достойно защищать спортивную честь данного города, области, края. Общество «Буревестник», вероятно, вообще перестало бы существовать как конкурент «Динамо» или «Спартака», если бы институты физкультуры оказались вдруг в иной ведомственной принадлежности.

Не будем идеалистами: практически, конечно, в ближайшие годы от этой традиции никуда не уйти. Неужели положение в самом деле безвыходное? Ведь мы помним: неудачи спортсменов – это прежде всего неудачи их тренеров, а неудачи тренеров – неудачи инфизкультов. Так разве нельзя в инфизкультах соединить традиционную подготовку первоклассных спортсменов с подготовкой высококвалифицированных тренеров? Или, наоборот, как-то ее разъединить? Разве, наконец, нет никакой возможности уже с нового учебного года хотя бы нескольким лучшим нашим местным институтам – Центральному в Москве, Ленинградскому, Киевскому, Белорусскому – осуществить самостоятельный эксперимент в выработке учебных планов?

И еще вопрос. В какой степени может быть полезен тут Центральный совет спортивного союза? Некогда методической помощью инфизкультам хоть как-то занимался его НМС (научно-методический совет), затем перестал. В аппарате же союза нет даже управления – своими по существу! – учебными заведениями. Существует в союзе лишь крохотный (и без всяких прав) отдел при управлении оргмассовой работы и кадров. Правильно ли это?

Вопросы, вопросы... Не журналисту, конечно, отвечать на них. Поэтому слово за специалистами.

"Комсомольская правда", 15.08. 1968 г.

Администратор сайта: apiperski@mail.ru (Александр Пиперски)

 

Hosted by uCoz