ФУТБОЛ В АНТРАКТЕ МЕЖДУ СЕЗОНАМИ

Ну и времечко настало: оказалась на грани распада – страшно подумать! – сама Федерация футбола СССР, причем по части борьбы с надвигающейся катастрофой никакого опыта у руководителей этого ведомства не было и нет. Да и что тут в самом деле придумаешь, коли агонизирует фактически самое идея проведения чемпионатов страны и розыгрыша Кубка СССР! А там, глядишь, и сборные не понадобятся – первая, олимпийская, юниорские... Кому же тогда, спрашивается, нужна будет центральная футбольная власть?

В полнейшую «самостийность» уходит в эти дни из-под опеки союзной федерации футбольная Украина. А это, напомню, из шестнадцати команд высшей лиги – шесть: киевское «Динамо», «Днепр», «Шахтер», «Черноморец», «Металлист», «Металлург». Так что последние надежды руководящего центрального аппарата связаны с послушными еще Москвой да РСФСР, а также – с футбольными федерациями Армении, Беларуси, Таджикистана и Узбекистана, хотя, по некоторым сведениям, там прикидывают уже, по своей ли инициативе отзывать из высшей лиги в независимые национальные чемпионаты «Арарат», минское «Динамо», «Памир» и «Пахтакор» либо дождаться все-таки на этот счет распоряжений со стороны собственных правительств?

А в том, что означенные распоряжения будут правительствами раньше или позже отданы, сомнений, видимо, ни у кого уже не осталось. В Киеве, например, вопрос о немедленном отзыве украинских клубов изо всех без исключения лиг, учрежденных футбольной федерацией СССР, весьма пылко обсуждался еще три с лишним месяца назад, то есть в разгар сезона. Предлагалось также пресечь и участие украинских игроков в сборных страны. В том числе и тех футболистов, что проданы в зарубежные клубы. Короче, Киев намеревался уже в 1991 году запретить выступления в первой сборной СССР Канчельскису, Кузнецову, Литовченко, Лютому, Михайличенко (он – капитан сборной), Протасову и Юрану. И только чудом удалось центру достичь тут с Киевом компромисса – на уходящий и будущий сезоны. Впрочем, чудо это имеет вполне материалистическую подоплеку. Ведь наша сборная надеется стать одним из восьми финалистов чемпионата Европы 1992 года. А если она выступит там удачно, существенно повысится и рейтинг игроков, делегированных Украиной.

Когда в 1990 году, незадолго до старта первенства СССР, выяснилось, что «Гурия», тбилисское «Динамо» и «Жальгирис» участвовать в чемпионате страны не будут, центральная пресса буквально запестрела скорбными рассуждениями московских футбольных специалистов, журналистов и болельщиков о том, что последние две команды неизбежно утратят класс, лишившись конкурентной среды высшей лиги. Так оно и вышло. Тбилисское «Динамо» (переименованное в «Иверию») как команда международного уровня больше в природе не существует. Разбежались по разным клубам футболисты «Жальгириса», который способен был в чемпионатах СССР не проиграть любому сопернику, а у многих мог и выиграть.

Упоминалось весной 1990 года в центральной прессе нередко и о том, что решения о неучастии своих команд в первенстве СССР футбольные федерации Грузии и Литвы приняли только под давлением политиков. Вы спросите, неужели грузинские и литовские политические деятели не понимали, что коллективы тбилисского «Динамо» и «Жальгириса» ждет печальнейшая судьба? Конечно, понимали, но все же на это пошли. Ибо, сочувствуя драматической участи своих знаменитых клубов, политические деятели Грузии и Литвы знали не хуже всех прочих, что тбилисское «Динамо» и «Жальгирис» – это команды-гегемоны, которые десятилетиями задерживали развитие и рост менее именитых национальных клубов.

Не секрет ведь, что тбилисское «Динамо» и «Жальгирис» буквально питались соками этих менее именитых команд. Между прочим, на Украине вплоть до прошлого года примерно так же поступало киевское «Динамо», снимая раз за разом сливки с «Днепра», «Шахтера», «Черноморца», «Металлиста»... Но Украина – страна с пятидесятимиллионным населением, отчего кое-кто все же в этих командах еще оставался. Что касается тбилисского «Динамо» и «Жальгириса», то они лучших игроков из остальных клубов своих республик выметали, можно сказать, подчистую. Чем, кстати, занимаются и поныне в Армении – «Арарат», в Белоруссии – минское «Динамо», в Таджикистане – «Памир», в Узбекистане – «Пахтакор». Появились, правда, уже первые сигналы прессы о том, что и в этих краях, кажется, вот-вот придет конец практике «внутрисемейного» усиления главной своей команды за счет нижестоящих.

То, о чем будет рассказано дальше, может показаться читателю неправдоподобным, но тем не менее еще тридцать лет назад я доказывал, что розыгрыш первенства СССР в том виде, в каком он тогда существовал (и остался неизменным поныне), футболу команд мастеров не нужен и даже для него вреден. Статья, которую я написал, называлась «Нужны чемпионаты республик». Я пытался напечатать ее во многих московских изданиях, но всюду мне отказывали. В конце концов статью перевели на украинский язык, и ее опубликовал в Киеве главный редактор газеты «Лiтературна Україна» писатель Павло Загребельный.

Несомненно, некоторые из соображений, высказанных в статье, сегодня уже устарели. Но иные, представьте, вполне актуальны. Я писал, например, о бессмысленности постоянных перелетов футбольных команд через всю страну, о неразрешимых в связи с этим проблемах акклиматизации и реакклиматизации игроков, указывал на безумные траты денег, связанные со сверхдальними вояжами футболистов, тренеров, администраторов, врачей, массажистов, судей, инспекторов матчей. Но кто же в Спорткомитете СССР подозревал о существовании газеты «Лiтературна Україна»? Так что все мои полемические пассажи, аналитические выкладки и конструктивные предложения пропали втуне. Хотя, надо сказать, что в Спорткомитете и без моей статьи не только многое было известно, но и порождало подчас весьма своеобразные акции.

Вот история, свидетелем которой был я сам. В 1981 году я поехал в Киев, чтобы посмотреть матч московского «Локомотива», выступавшего тогда в первой лиге, с местной командой СКА. Это была встреча последнего тура, и перед «Локомотивом» в случае выигрыша маячила возможность возвращения в высшую лигу. Киевская же команда СКА, даже сделав ничью, выбывала во второй дивизион. Но победа над «Локомотивом» спасала ее. Словом, борьба ожидалась нешуточная, бескомпромиссная.

Однако за три часа до начала матча тренеру москвичей было передано пожелание Спорткомитета СССР (подкрепленное недвусмысленным распоряжением локомотивского начальства) матч киевлянам сдать. Сопротивляться тренер не мог, но о полученном указании сообщил «всем-всем-всем»... выпустив на поле дублеров.

Чем же объяснялось «пожелание» Спорткомитета? Ответ на этот вопрос понуждает вкратце обрисовать ситуацию, которая сложилась в соревнованиях команд первой лиги накануне заключительного тура. Право перехода в высший класс завоевал досрочно харьковский «Металлист». На второй (и последний) пропуск в высшую лигу претендовали две команды: кутаисское «Торпедо» и московский «Локомотив». Обе набрали равное количество очков, но к желанной цели ближе было «Торпедо», опережавшее «Локомотив» по числу побед. Таким образом, обойти торпедовцев «Локомотив» мог только при двух условиях: во-первых, выигрыша у киевского СКА, а во-вторых, ничьей или поражения кутаисского «Торпедо», которое в последнем туре встречалось на своем поле с ярославским «Шинником».

Но тут необходимо рассказать и о ситуации, которая складывалась в нижней части таблицы. Выбыть во вторую лигу надлежало пяти командам, и если двум аутсайдерам ничто уже помочь не могло, то угроза очутиться на одном из трех мест, остававшихся в этом смысле вакантными, нависала сразу над шестью клубами, в числе которых был и киевский СКА. Но победа над «Локомотивом», напомню, выручала его.

И эту победу Спорткомитет СССР, как мы уже знаем, преподнес киевским армейцам, можно сказать, на блюдечке с голубой каемочкой. Впрочем, сделан был этот подарок киевлянам лишь после того, как в Москве стало известно, что кутаисское «Торпедо» матч с «Шинником» выиграло, – ведь в Кутаиси финальный свисток судьи прозвучал за три с половиной часа до того, как началась встреча в Киеве. Так что любой ее исход ничего уже в турнирной судьбе «Локомотива» изменить не мог.

В чем, однако, состоял тут интерес Спорткомитета СССР? Оказывается, комитет решил «помочь» выбыть из первой лиги во вторую... хабаровской команде СКА! И вот по какой причине. В 1981 году в первой лиге выступало двадцать пять клубов, отчего в Хабаровск в течение сезона двадцать четыре раза направлялись самолетами через всю страну судейские бригады и инспекторы матчей, истощая и без того скудный фонд командировочных средств комитета.

А тут хабаровская команда СКА очутилась как раз (вместе с киевским СКА) в той самой шестерке, на которую, как мы уже знаем, приходились три путевки на вылет. И в Спорткомитете СССР, приняв телефонограмму об окончании матча в Кутаиси, мгновенно сообразили, что, если подарить киевскому СКА два очка («Локомотиву», мол, уже ненужных), шансы хабаровского СКА выбыть во вторую лигу значительно возрастут. Финал этой истории был такой: волею судеб хабаровская команда все-таки в первой лиге тогда удержалась; больше того, своим пребыванием в ней она продолжала наносить урон финансам Спорткомитета СССР еще долгие пять лет...

Право же, я мог бы припомнить немало подобных сюжетцев, но уж коль скоро родимец наш имперский футбол дышит на ладан, не лучше ли задуматься о будущем? Сказать по чести, меня лично волнует только судьба футбола российского и – отдельной строкой – московского. До последнего времени судьбы обоих решали начальники, назначенные более высокими начальниками и беззаветно тем преданные, хотя формально, конечно, состав пленумов, президиумов, исполкомов и бюро исполкомов центральной и местных футбольных федераций неукоснительно избирался. А нас, простых смертных, всегда ставили перед свершившимися фактами: в чемпионате страны такого-то года будет участвовать столько-то команд; розыгрыш Кубка СССР будет проводиться тогда-то и так-то; чемпионатов страны в этом году будет два – весенний и осенний, причем киевское «Динамо» от участия в весеннем чемпионате освобождается и т. д.

В один прекрасный день, например, было объявлено, что в турнире высшей лиги должны быть представлены все до единой союзные республики. И это при том, что уже на первом курсе физкультурных техникумов преподаватели твердят учащимся, что спорт растет только при условии соревновании равного с равным. Но футбольные наши функционеры горячо поддержали спущенную сверху дурацкую идею, которая зародилась, как тогда рассказывали, на одном из кремлевских банкетов.

Подведу итоги. Для того, чтобы обустроить российский футбол мастеров, наступило счастливое время. Так стоит ли вновь покорно отдавать это обустройство на откуп начальникам от спорта? Не лучше ли – пока есть время в антракте между сезонами – обсудить положение всем футбольным миром? Обсудить свободно, гласно. А потом создать представительную общественную комиссию по чрезвычайной ситуации в российском футболе. Если нужна аббревиатура, извольте: КЧСРФ!

"Столица", № 40, 1991 г.

Администратор сайта: apiperski@mail.ru (Александр Пиперски)

 

Hosted by uCoz